Лакируют древесину различными лаками. Основными считаются спиртовые , масляные , нитро и полиэфирные лаки . Лакированные детали выглядят несколько хуже полированных или вощеных. При лакировании, кроме всех подготовительных работ, осуществляемых при полировании, добавляется еще и процесс грунтования.
Специальные составы для грунтования втирают в сухую подготовленную поверхность детали тампоном.
Грунтовки по консистенции разделяются на жидкие и густые, первые применяются для грунтования микропористых пород древесины, вторые - для крупнопористых.
В таблице приведены рецепты наиболее часто встречающихся грунтовок и грунтовочных паст.
Наименование грунтовки | Состав в массовых частях | Способ приготовления | Назначение |
Шеллачная грунтовка | Борный шеллак - 30, спирт-сырец - 15 | Растворить шеллак в теплом спирте | Грунт под шеллачный и спиртовой лак |
Канифольная грунтовка | Сосновая канифоль - 30, спирт-сырец - 15 | Растворить канифоль в теплом спирте | Грунт под шеллачный и идитоловый лак |
Олифа | Олифа натуральная | — | Грунт под масляные лаки |
Паста масляно-канифольная | Олифа - 8, канифоль - 12, скипидар - 25, сиккатив - 1.5, тальк - 40 | Канифоль растворить в скипидаре, ввести сиккатив и олифу, затем наполнитель | Грунт под масляные лаки для крупнопористых пород древесины |
Паста канифольно-казеиновая | Канифоль - 6, скипидар - 15, казеин - 5, вода - 25 | Приготовить казеиновый клей, разогреть его до 50°С и влить в него раствор канифоли в скипидаре | Грунт под масляные и спиртовые лаки для крупнопористых пород древесины |
Нитрогрунтовка | Целлюлоза - 15, растворитель № 646-30, касторовое масло - 0.5 | Растворить целлюлозу в растворителе, добавить касторовое масло и тщательно перемешать | Грунт под нитролаки |
Паста нитропеллюлозная | Нитролак- 7, растворитель № 646-7, дибутил-фголат - 3, скипидар - 12, тальк (или мел) - 20 | В тальк (мел) вливается нитролак и все перемешивается, добавляется все остальное и еще раз перемешивается | Грунт под нитролаки для крупнопористых пород древесины |
Для дополнительного подкрашивания древесины можно добавлять пигменты соответствующих цветов непосредственно в грунтовку.
Лакирование спиртовыми лаками
Процесс лакирования производится тампоном (изготовленным так же, как и при полировании), внутрь которого наливается спиртовой лак. Лучшим лаком считается шеллачный.
Лак наносят на подготовленную поверхность детали вдоль волокон древесины, без потеков и равномерно по всей поверхности. Время высыхания первого слоя 3-4 ч, после чего его шлифуют шкуркой № 12 без нажима. Пыль с поверхности детали удаляют влажной тряпкой или губкой. Высохший первый слой покрывают вторым слоем, разжиженным лаком (содержание шеллака около 12%). Второй слой также сохнет 3-4 ч, затем его шлифуют пемзовым порошком с водой (влажную льняную ветошь припудривают пемзовым порошком) Шлифовать следует легкими круговыми движениями без нажима, чтобы не сошлифовать лак. Удалив пыль, деталь покрывают третьим слоем лака (консистенция которого такая же, как и при нанесении второго слоя), затем деталь сушится в течение суток.
Полировка (окончательный процесс) производится льняным тампоном, увлажненным керосином и припудренным пастой ГОИ. Окончательно деталь протирается чистой ветошью.
С помощью шеллачного лака можно качественно отлакировать древесину хвойных пород. Ее шлифуют, обессмоливают и покрывают тонким слоем столярного клея. После полного высыхания клея поверхность древесины покрывают 5-6 слоями шеллачного лака. Время высыхания каждого слоя лака 3-5 ч, последнего - 1 сутки.
Шлифовальный брусок с зажимами
Высушенную поверхность полируют шлифовальным бруском с сукном, пастой ГОИ с подсолнечным маслом. После полировки масло удаляют тампоном, смоченным спиртом.
Лакирование масляными лаками.
Лакирование масляными лаками мало чем отличается от лакирования спиртовыми. Срок сушки каждого слоя масляного лака увеличивается до 2 суток. Лак в этом случае наносят щетинной кистью равномерно, без потеков.
После высыхания первый слой лака шлифуют шкуркой № 16 с легким нажимом вдоль волокон древесины. Пыль с поверхности удаляют ветошью и затем наносят второй слой лака. Высохший второй слой шлифуют пемзовым порошком, нанесенным на слегка увлажненный фетр или суконку. Пыль после шлифования удаляют и поверхность протирают чистой мягкой ветошью.
Третий слой лака наносится и шлифуется так же, как второй. Высушенную поверхность располировывают (разравнивают) тампоном из льняной простиранной ткани, смоченной спиртом. На тампон наносят несколько капель подсолнечного или льняного масла.
Располировка производится плавными круговыми движениями так, чтобы каждый последующий слой лака немного перекрывал предыдущий. Операция располировки повторяется 2-3 раза. Следы масла после последней располировки удаляют мягкой чистой ветошью.
Лакирование нитролаками.
При лакировании деталей из древесины нитролаками особое внимание необходимо обратить на сушку деталей, так как на недостаточно высушенной поверхности нитролаки очень плохо держатся.
В продаже имеются нитролаки марок: НЦ-221, НЦ-222, НЦ-224 (прозрачные), НЦ-218 (прозрачный темный), НЦ-243 (непрозрачный) и др. Лучшим из них является нитролак НЦ-222. Лаковое покрытие, полученное после нанесения нитролака НЦ-222, обладает высокой твердостью, хорошо шлифуется и полируется.
В помешении, где производится лакирование, температура должна быть не ниже 18-20°С, помещение должно проветриваться.
Лак наносится на обрабатываемую поверхность пульверизатором равномерным слоем, без пропусков и потеков Каждый последующий слой лака следует наносить в направлении, перпендикулярном предыдущему. Сохнет каждый слой около часа.
Первый, второй и третий слои лака после сушки шлифуются шкуркой № 20-16 с небольшим нажимом. После нанесения четвертого слоя лака деталь просушивается в течение суток и затем шлифуется шкуркой № 12, при этом поверхность обрабатываемой детали слегка увлажняют керосином или бензином. Отшлифованную таким образом деталь насухо протирают мягкой ветошью.
Наиболее ответственной и точной операцией в процессе лакирования является располировка. Располировка (выравнивание поверхности) производится тампоном из льняной стираной ткани, смоченным небольшим количеством смеси спирта-ректификата и растворителя № 646 (взятых в пропорции 1:1).
Для получения лаковой пленки повышенного качества ее покрывают (тампоном) двумя слоями шеллачной политуры (концетрация 6-8%). Высыхание шеллачного покрытия длится двое суток, после чего поверхность обезжиривается спиртом-ректификатом.
Еще один способ лакирования нитролаками. Поверхность древесины подготавливают обычным способом. На чистую и сухую поверхность пульверизатором наносится бесцветный нитролак (например, нитролак НЦ-222). Вязкость первых слоев нитролака должна быть снижена, т.е. купленный в магазине нитролак разбавляется 10-15% растворителя. Вначале на поверхность древесины наносят 4-5 слоев нитролака; время сушки между слоями 10- 15 мин при температуре 30°С (при 18-20°С время сушки увеличивается до 30 мин).
Следующие два слоя наносят нитролаком, разбавленным 8-10% растворителя, и еще один слой - нитролаком, разбавленным 6-8% растворителя. Время сушки между слоями такое же, как и при покрытии первыми слоями. Окончательная сушка - 2 суток при температуре 18-20°С.
Высушенная поверхность шлифуется абразивной шкуркой № 16-12 с уайт-спиритом. затем зерно шкурки постепенно уменьшается до № 6.
Протертая после шлифования поверхность покрывается еще двумя слоями нитролака. Время сушки между слоями 30 мин, после второго слоя - сутки.
Далее поверхность полируется пастой ГОИ, нанесенной на шлифовальный брусок с сукном, суконка инструмента смачивается уайт-спиритом. Затем поверхность протирается ватным тампоном, смоченным полировочной водой. Протирка идет кругообразными движениями до получения зеркальной поверхности. После этой операции поверхность протирают сухим ватным тампоном.
Лакирование полиэфирными лаками.
Полиэфирные лаки представляют собой бесцветные пластмассы, очень крепкие и хорошо сцепляющиеся с древесиной.
Умельцы обычно применяют полиэфирные лаки холодного отверждения - многокомпонентные составы, которые смешиваются непосредственно перед употреблением (жизнеспособность лаков до 16 ч, время полного отверждения не более 24 ч).
Преимущества полиэфирных лаков:
- при нанесении одного слоя лака можно получить пленку толщиной до 0,4 мм за счет того, что слой лака не высыхает, а полимеризуется, не изменяя своей толщины (это говорит о том, что это пластмассы, а не лаки);
- пленка лака зеркальная, прозрачная и бесцветная (очень похожа на полированную поверхность);
- высокая стойкость пленки к действию многих химических веществ, солнечного света, температур, истирания;
- простота и скорость обработки;
- пониженная горючесть пленки.
Технология работы с полиэфирными лаками холодного отверждения следующая. Смешивают компоненты лака в пропорциях, указанных на этикетке. Лак наносят методом полива или распыления на горизонтальную плоскость. Края плоскости обклеивают липкой лентой, чтобы она слегка выступала выше плоскости и не давала бы лаку стекать с плоскости. После затвердевания лака липкую ленту удаляют.
Покрытую полиэфирным лаком поверхность полируют шлифовальным бруском с сукном с применением пасты ГОИ и растительного масла. После полирования масло удаляют тампоном, смоченным спиртом. Поверхность протирают сухим и чистым ватным тампоном.
Большинство современных автомобилей несут на себе двух- или трехслойные покрытия, в которых последним слоем поверх цветной эмали нанесен прозрачный лак. В этом многослойном «пироге» лаковый слой выполняет несколько важных функций, как защитных, так и декоративных. От качества нанесения лака в огромной степени зависит и общее представление о проведенном ремонте. Ведь у одного маляра лак блестит, а у другого тусклый, у одного гладкий, как зеркало, а у другого торчит «апельсиновой коркой». В общем, это тот слой, в котором может отражаться как профессионализм, так и неопытность маляра.
Сегодня вы узнаете
Его величество — лак
К современным лакам предъявляются довольно разносторонние требования. Лак должен обладать высокой механической прочностью, но в то же время быть эластичным. Он должен быть стойким к различным химическим веществам и к атмосферным воздействиям, иметь высокую прозрачность и отменный блеск.
Кстати, о блеске. Что вообще такое блеск? Поможет нам в этом разобраться один интересный эксперимент, описанный в учебнике Р. Поля «Оптика и атомная физика».
Эксперимент сводился к следующему. На расстоянии нескольких миллиметров от листа матовой оранжево-красной бумаги установили закопченную мелкую проволочную сетку, а полученную конструкцию стали освещать ярким белым светом.
При этом происходили интересные вещи: в одном положении через петли сетки были видны тени ее проволочек (яркость которых мала) и из-за этого наблюдателю казалось, что видна не сетка, а покоробленная блестящая медная пластина. В ином положении через петли стала видна незатененная часть бумаги и субъективно это воспринималось как яркий блеск поверхности.
Получается, что блеск — это только «видимость», а не физическое свойство поверхности предмета! Такой вот неожиданный вывод был сделан из этого эксперимента.
Описанный эксперимент как нельзя лучше нам демонстрирует, насколько велико влияние субъективных факторов при оценке качества работы маляра. Субъективными пристрастиями также объясняется и различная оценка малярами характеристик одного и того же лака, и наличие множества диаметрально противоположных точек зрения относительно тех или иных продуктов.
Например, одни маляры нахваливают жидкие лаки, приводя в аргумент их хорошую растекаемость и неприхотливость к условиям. Другие предпочитают густые, позволяющие наносить более толстые слои и достигать нужной толщины покрытия при меньшем количестве проходов. Каждый здесь по-своему прав, спорить по этому поводу бессмысленно.
Ну а производителям современных ЛКМ ничего не остается, как попытаться предложить потребителям побольше различных лаков (как говорится, на все случаи жизни), которые в результате своего применения давали бы одинаково хороший результат.
И действительно, выбор прозрачных лаков на сегодняшний день очень богат. Это дает возможность адаптировать любой вид ремонта под условия ремонтного предприятия и даже под индивидуальные навыки и привычки того или иного маляра.
Например, быстросохнущие лаки эффективны для выполнения локальных ремонтов и окраски небольших поверхностей при дефиците времени. Долго сохнущие используются для покрытия панельных поверхностей большой площади либо перекраски всей машины, а также при работе в жару. Лаки повышенной твердости наилучшим образом подходят для окраски частей машины, больше других подверженных механическим воздействиям при эксплуатации — передних крыльев, капотов, бамперов. Керамические лаки — для окраски дорогих элитных автомобилей. И так далее.
Нужно понимать, что каждый из этих продуктов обладает своим специфическим набором характеристик, которые дадут положительный эффект только в случае его правильного использования.
На этом закончим, наконец, это длинное введение, и перейдем ближе к делу.
Даже самое идеально высушенное, отполированное деревянное изделие, может быть подвержено воздействию внешней среды. И будь оно сделано из обыкновенной древесина или из самого элитного сорта дерева, без специальной обработки дерево не долговечно. Так вот для того, чтобы ваше деревянное изделие приобрело красивый оттенок и элементарную защиту от внешних факторов, в нашей статье описано, как покрывать дерево лаком, а так же сделано акцент на тонкости, которые необходимо знать домашнему столяру.
Лакировка дерева:
Речь пойдет о той ситуации, когда вы уже полостью обработали ваше деревянное изделие (отшлифовали, обработали средством против насекомых, или покрыли морилкой), и вам остаётся только покрыть его лаком. Покрытие лаком дерева это весьма простая процедура, если знать некоторые особенности. Например, вам необходимо учитывать волокнистость сорта дерева, из которого сделано ваше изделие. Для каждого сорта дерева наверняка найдется и подходящий вид лака. Это очень важно учесть потому, что дерево покрытое лаком, может приобретать новый оттенок (более тёмный или светлый) и даже новые свойства (огнеупорство). А самое обидное, если после кропотливого и долгого подбора цветовой гаммы (например, при резьбе по дереву) вы покрываете лаком и цвета меркнут. Старайтесь покрывать деревянное изделие адекватным типом лака для дерева.
Как правильно нанести лак на деревянную поверхность:
Не достаточно подобрать хороший лак, его необходимо ещё и грамотно нанести. Для тог, чтобы ваше деревянное изделие прослужило вам очень долго, и лак не облез его необходимо наносить в несколько этапов и несколько слоёв.
Первый слой лака очень важный, он является армирующим, и необходим не столько для красоты, а для того что бы пропитать изделие. Для нанесения первого слоя лака на деревянную поверхность, его необходимо разбавить растворителем.
Причём растворитель, тоже должен быть подходящим под лак. Это очень просто проверить эмпирически: если у вас есть несколько разных растворителей, и вы колеблитесь выбрать один из них, вам необходимо просто взять пару капель лака и капнуть на отдельную поверхность (подойдёт любая консервная банка).
После этого, вам необходимо взять каплю растворителя, которым вы хотите разбавить лак и добавить к капле лака в одинаковой пропорции (капля лака + капля растворителя). Если лак растёкся и хорошо смешался с растворителем значит, растворитель ему подходит, если же лак берётся комками, значит растворитель ему категорически не подходит.
Растворитель применение:
Когда вы определились с растворителем, можете смело разбавлять ним лак в указанных на этикетке пропорциях. Учтите, что растворитель и лак, могут раздражать верхние дыхательные пути, потому производите процедуру покрытия древесины лаком в хорошо проветриваемом помещении и используйте средства индивидуальной защиты.
Нанесите первый слой разбавленным растворителем лаком и дайте ему хорошо высохнуть. Растворитель испарится, а лак впитается, но помните, что из-за волокнистой структуры дерева поверхность вашего изделия станет шероховатой (даже если до покрытия лаком она была идеально гладкий). Это нормальное явление, так и должно быть.
Вам необходимо взять мелкозернистую «нулёвую» наждачную бумагу (1000 — 1500), её можно приобрести в магазинах, где продаются запчасти для автомобилей – так как эту наждачку используют и при покраске автомобилей.
Обработка наждачной бумагой лакированной поверхности:
После того как вы пройдётесь мелкозернистой наждачной бумагой по лакированной поверхности вашего деревянного изделия, оно станет «седым». Это тоже вполне естественное явление, не стоит переживать и думать, что вы испортили своё творение, а самое время нанести второй слой лака.
Второй слой лака и все последующие (если вам покажется слой лака не достаточным) нужно наносить не разбавленным лаком. Вы увидите что «седина» сделанная наждачной бумагой пропадает, а лак ложится, равномерно заполняя все прорехи (на сколько аккуратно и качественно вы его наносите тоже играет роль). После того как вы нанесли второй слой лака на ваше изделие ему обязательно необходимо дать хорошо высохнуть (лак не должен липнуть и в нём не должно оставаться оттисков). Второй и все последующие слои лака могут сохнуть гораздо дольше, чем первый, так как первый впитался в древесные волокна и испарился.
Когда высохнет второй слой лака, в принципе, процедуру можно считать завершенной, и для многих изделий этого достаточно. Если наносить следующие слои лака – вы просто наращиваете его толщину до нужного размера, всё зависит от ваших потребностей в этом.
P.S.: Я постарался наглядно показать и описать не хитрые советы. Надеюсь, что хоть что-то вам пригодятся. Но это далеко не всё что возможно выдумать, так что дерзайте, и штудируйте сайт
Красота изделия, особенно деревянной мебели, подчеркивается с помощью нанесения мебельного лака. Но чтобы изделие выглядело красиво, лак нужно нанести правильно.
Подготовка поверхности для нанесения масляного лака
Прежде, чем приступить к нанесению на поверхность изделия лака - поверхность древесины необходимо привести в нормальное состояние.
А именно: поверхность древесины должна быть гладкой и чистой.
С помощью мелкозернистой водостойкой шкурки, необходимо удалить мелкие дефекты, отполируйте поверхность мягкой тканью, удалите приставшие частицы пыли и обязательно удалите все следы воска, если он случайно попал на поверхность, особенно если это предмет антиквариата.
Лакируем двери масляным лаком
Большие плоские поверхности, такие как двери, лучше лакировать в горизонтальном положении.
Нанесение лака на большую панель горизонтально на козлах, намного облегчает работу, исключает возможность потёков лака.
Но проявив сноровку, аккуратность - эту работу можно провести и на навешенной двери или закрепленной вертикально панели, при этом необходимо принять меры против потёков лака.
Во-первых, необходимо нанести первый грунтовочный слой, разбавленный на 10% растворителем, для этого используйте кисть или мягкую ткань.
В течении 12 часов, грунтовочный слой должен просохнуть.
После того, как лак просох, используя хороший источник света, проверьте поверхность.
В направлении волокон, используя смоченную в воде водостойкую шкурку, слегка зашлифуйте грунтовочный слой.
Затем, протрите поверхность тканью, предварительно увлажнённую уайт-спиритом и просушите.
Во-вторых, второй слой наносится неразбавленным лаком.
Для равномерного распределения лака по поверхности, перемещайте кисть сначала вдоль волокон древесины, а затем поперек их. Для того, чтобы не было разрывов по горизонтали, чтобы объединить мокрые кромки, всегда ведите кисть в направлении только что оконченного участка.
Ввиду того, что лак начинает схватываться примерно через 10 минут, работать необходимо достаточно быстро.Иначе повторная обработка может оставить штрихи от кисти.
По окончании нанесения лака, легкими мазками, самыми кончиками ворсинок, растушуйте покрытие вдоль волокон.
Если производится лакировка вертикальных поверхностей, то растушовка производится, лёгкими мазками вверх.
Если нанесение лака произведено правильно, то обычно достаточно двух слоёв неразбавленного лака.
Чтобы получить лучший результат, перед нанесением следующего слоя, предыдущий слегка отшлифуйте.
Покрытие масляным лаком полов
При покрытии лаком полов, эта работа ничем не отличается от лакирования других деревянных поверхностей.
Но возможна большая концентрация испарений из-за того, что обрабатывается большая поверхность.
Во избежании неприятных последствий, необходимо пользоваться респиратором, открыть все окна и двери.
Работу, по покраске пола лаком, необходимо начинать с дальнего угла от двери комнаты.
Следите чтобы не образовывались лужицы лака, поэтому лак тщательно распределяйте по поверхности пола.
При работе по нанесению лака на пол, удобно пользоваться малярным валиком на длинной ручке.
Подготовка поверхности для нанесения акрилового лака
При работе с акриловым лаком, используют многие приемы нанесения масляного лака.
Целью любого нанесения лака является получение ровного, гладкого покрытия, без потёков, разводов и следов от кисти.
Но химические свойства акрилового лака, несколько меняют технику нанесения.
Любая древесина, после контакта с водой, впитывает влагу, её волокна разбухают и рельефно проступают на поверхности.
Так как акриловый лак создан на водной основе, при его нанесении, естественно, создается тот же эффект.
Результатом получается изделие, далекое от совершенства.
Решить этот вопрос можно таким образом: предварительно смочить древесину, перед нанесением лака отшлифовать её.
Возможен второй вариант: перед нанесением второго слоя лака, произвести шлифовку первого слоя лака, используя мелкозернистую влагостойкую шкурку.
В обоих случаях, пыль стирайте увлажненной водой тканью, иначе специальная обтирочная ткань, может оставить масляные отложения, а они, в свою очередь, испортят следующий слой лака.
Нанесение акрилового лака
Акриловый лак наносят обильно, пользуясь кистью или валиком, а затем растушёвывают.
Работать надо быстро, так как акриловый лак высыхает за 20-30 минут, особенно в жаркий день.
Работая быстро, можно избежать следов кисти на поверхности изделия.
Следующий слой лака можно наносить через 2 часа, чтобы изделие получилось красивым, достаточно нанесения трех слоев лака.
Готовим лак холодного отверждения
Лак холодного отверждения включает в себя два составляющих: сам лак и отвердитель.
Так как металл или пластик могут вступить в реакцию с отвердителем - это помешает затвердеванию лака. Поэтому смешивать отвердитель с лаком, лучше всего в стеклянной емкости, можно использовать полиэтиленовую.
Некоторые лаки имеют способность, после смешивания, оставаться в рабочем состоянии до трёх дней.
Можно продлить рабочее состояние лаков холодного отверждения до семи дней, но ёмкость нужно закрыть плотно полиэтиленом и прижать резиновым кольцом.
Во избежании несчастных случаев, при хранении в холодильнике, нанесите крупно и четко маркировку.
Наносим лак холодного отверждения на древесину
Перед нанесением лака, необходимо древесину очистить от пыли, ошкурить, удалить все следы воска.
Необходимо проверить совместимость с лаком окрашивающего состава изделия.
Лак наносится кистью, довольно толстым слоем, не забывайте избегать потёков, не допускайте разрывов по горизонтали.
Второй слой наносится примерно через один час.
Если поверхность не имеет дефектов, шлифовку можно не делать, а если требуется третий слой, наносить его лучше на следующий день.
Если вы пользовались абразивом со смазкой в виде стирального порошка, протрите зашлифованную поверхность разбавителем для лаков.
Финишная обработка лакированного покрытия
Если хотите получить идеальный глянец, через несколько дней после затвердевания последнего слоя, отшлифуйте этот слой шкуркой с водой.
Результатом этой работы получится матовая поверхность, блестящий участок укажет на впадину. На слегка увлажнённую ткань нанесите полировальную пасту и отполируйте изделие, а потом протрите тряпкой для стирания пыли.
Если хотите получить полуматовую поверхность, натрите застывший лак сверхтонкой проволочной мочалкой, по западным стандартам её номер 000, мочалку необходимо смазать полировальным воском. На заключительном этапе слегка отполируйте тряпкой для пыли. При работе на больших площадях можно пользоваться полировальной машинкой.
Если хотите получить матовую поверхность - используйте более крупную мочалку, или водостойкую наждачную бумагу.
Напольные покрытия из древесины считаются особо уязвимыми перед водой, уличной грязью, плесневыми грибками и древоточцами. Чтобы обеспечить защиту материалу, нужно использовать наиболее долговечную и устойчивую к истиранию методику — покрытие паркета лаком.
В ассортименте производителей множество различных средств для работы по дереву. Одним из самых износостойких к абразивным, ударным и пешим нагрузкам материалов по праву считается паркетный лаковый состав.
Лак – это композиция из различных полимеров, растворителей, отвердителей и других присадок. Полимеризуясь, он формирует на поверхности высокопрочную водостойкую пленку. Именно благодаря этой защите грязь не въедается в паркет, а цвет и фактура древесины с годами остается неизменной.
Паркетные лаки – это отдельная серия у любого производителя. Выпускаются в следующих составах:
- Алкидные;
- Уретано-алкидные;
- Акриловые;
- Полиуретановые.
Первые две позиции относятся к бытовой серии. Уретано-алкид отличается повышенной прочностью и немалой ценой (для качественного продукта). Лаки для паркета на основе акрилатных сополимеров ввели в ассортиментную линейку около 8 лет назад, но они, несмотря на высокую стоимость, уже завоевали своего покупателя благодаря безопасности для детей и взрослых, а также отсутствию устойчивого запаха химии.
Самые износостойкие – это составы премиум-класса на основе полиуретана. Применяются для производства специальных серий, используемых в спортивных залах, торгово-коммерческих помещениях, промышленных объектах и т.п.
Помимо лака потребуются:
- Грунтовки, лазури, пропитки. Придают древесине особые свойства, частично запирают поры и уменьшают расход основного состава. В зависимости от назначения они бывают:
- Антисептические;
- Заполняющие;
- Огнебиозащитные;
- Тонирующие и др.
- Шпатлевочные составы и герметики. Предназначены для заделки щелей, мелких трещин, сколов и других дефектов.
- Инструменты для нанесения. Это могут быть кисти, валики, шпатели, губки, пульверизатор и т.п.
- Ванночка или емкости для смешивания многокомпонентных составов.
- Шлифовальная бумага или шлифмашины (ленточные, планетарные, угловые) для промежуточной обработки пола.
- Промышленный пылесос.
- Растворители для очистки инструментов.
Лакировка паркета в квартире, доме и других помещениях производится при следующих условиях:
- Температура – от +15 до +25 °С;
- Относительная влажность воздуха – 40-60%;
- Влажность древесины: для мелких плашек – до 12%, для длинного массива –6-8%. Превышение этих параметров нежелательно, так как сырое дерево со временем дает усадку, лак трескается и появляются зазоры между элементами пола.
Лакировка паркета
Условно работу можно разделить на шесть этапов:
Подготовка поверхности
Смонтированный паркет должен быть ровным и гладким. Этой цели поможет добиться ленточная шлифовальная машина. После обработки нужно еще раз тщательно обеспылить пол при помощи строительного пылесоса или влажной ткани.
Нанесение грунтовочных составов
Подготовительные составы лучше выбирать той же марки, что и сам лак. Тогда вы будете уверены на 100%, что на поверхности не появятся отслоившиеся участки.
Валиком или широкой мягкой кистью наносятся грунтующие или тонирующие смеси в 1-2 слоя. Обязательная промежуточная сушка – не менее 6 часов, окончательная – до 24 часов.
Первичная реставрация видимых дефектов паркетного пола
Поверхность, как правило, не идеальна. Встречаются незначительные трещинки, вмятины, выпавшие сучки, зазоры и другие дефекты. Для их устранения используются:
- Готовые шпатлевки эластичные по дереву;
- Жидкости для приготовления шпатлевочной массы. Разводятся с мелкодисперсными опилками в соотношении 1:1.
Продукт распределяется шпателем втирающими движениями по всему полу, излишки удаляются. Почти высохшую шпатлевку необходимо зашлифовать бумагой зернистостью от 320 ед. и выше, чтобы исключить любой намек на шероховатость. Пыль следует собрать влажной мягкой тканью или пылесосом.
Шпатлевочный состав должен быть на 1-2 тона темнее основного цвета паркета. После высыхания он светлеет и сливается с древесиной почти идеально.
Приготовление шпатлевочной массы для затирания паркета.
Некоторые умельцы используют для затирания смесь опилок и клея ПВА или нитролака. Специалисты не рекомендуют этого делать, так как во время промежуточного шлифования масса начинает плавиться, тянуться и портит шлифленту.
Нанесение первого слоя лака
Лакирование паркета можно производить 4 способами:
- U-образными движениями при помощи широкой кисти. Состав распределяется достаточно равномерно, не слишком тонким слоем. Один существенный недостаток – щетина «поднимает» волокна древесины, что видно даже издали. Поэтому рекомендуется обязательное шлифование поверхности лентой зернистостью 200-400 ед.
- Движениями крест-накрест с применением валика с коротким ворсом на телескопической ручке. В комплекте обязательно использование специальных ванночек из пластика. Это поможет избежать слишком большого расхода покрытия. Промежуточное шлифование необходимо – уберет поднявшиеся волокна.
- S-образными движениями стальным шпателем. Рекомендуется при использовании густых многокомпонентных составов. В преимуществах – тонкий равномерный слой и срезание поднявшихся ворсинок. Но работа с этим инструментом требует опыта и солидной сноровки. По утверждению специалистов, три пласта паркетного лака, нанесенного шпателем, равнозначно одному слою состава, распределенного по поверхности валиком.
- Пневмоинструментом — пульверизатором. Это самый неэкономичный способ лакировки, к тому же сложный. Неопытному мастеру сложно добиться ровности нанесения, без наплывов, утолщений и потеков. Единственный плюс – скорость работы. Поэтому этим агрегатом пользуются исключительно на больших площадях.
Определившись с методом нанесения, можно брать инструмент в руки и приступать к лакированию. Обязательно закрыть окна или двери, чтобы не создавать сквозняка. От этого покрытие может вспучиться местами.
На вопрос «сколько сохнет паркетный лак» точного ответа нет, так как все зависит от качества изделия, используемого растворителя и климатических условий. В среднем от 24 до 72 часов.
Промежуточное шлифование
Свою задачу первый слой лака отработал, полимеризовался, пора приступать к удалению мелких древесных ворсинок. Можно воспользоваться ручной теркой с зафиксированной на ней наждачной мелкозернистой бумагой либо отполировать поверхность шлифмашиной. Пол после окончания нужно обязательно протереть влажной тканью, чтобы удалить мелкий мусор и пыль.
Нанесение финишных слоев
Каждый последующий раз лак необходимо наносить в направлении перпендикулярно предыдущему, обеспечивая равномерность прокрашивания и гладкость. Чтобы определить, сколько сохнет лак во второй и третий раз, нужно заглянуть в инструкцию к составу. Как правило, этот период не превышает 3-7 дней. Нагружать готовый пол можно не ранее, чем через 2-3 недели после окончания работ.
Проблемы лакировки, что делать
Готовый пол совсем не радует? Рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи появления дефектов:
- Слои лака слишком долго сохнут. Причин может быть несколько, от нарушения технологии смешивания компонентов до формирования чересчур толстого пласта. Принудительно сушить вентилятором или тепловой пушкой нельзя, это приведет к вспучиванию покрытия, дефектам цвета и другим неприятным последствиям. Придется дождаться полной полимеризации естественным путем – от 3 до 7 недель.
- Светлые полосы на поверхности. Проявляются в тех случаях, когда работа производилась грязным инструментом. Этот дефект невозможно устранить дополнительным лакированием. Только полное шлифование и повторная обработка.
- Разнотонность паркетного пола. Возникает если:
- В период работы устраивались сквозняки и поверхность сушилась неравномерно;
- Не использовались грунты либо тонирующие составы наносились с большими перерывами.
- Паркет заметно потемнел после лакирования. Многие забывают, что любой лак – это синтетическое сложносоставное соединение. Образно говоря, продукт «поджигает» древесину, то есть работает как легкая морилка. Поэтому окончательный цвет всегда получается на 1-3 тона темнее. Исключение – водные лаки.
Совет! Если вам нужны мастера по ремонту, есть очень удобный сервис по их подбору. Просто отправьте в форме ниже подробное описание работ которые нужно выполнить и к вам на почту придут предложения с ценами от строительных бригад и фирм. Вы сможете посмотреть отзывы о каждой из них и фотографии с примерами работ. Это БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает.