Урбанисты раздобыли черновик концепции развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга до 2043 года. Планы Смольного раззадорили активистов. И дали провокационный старт для общегородской дискуссии.
Более 100 километров новых линий подземки, сотни километров новых дорог, включая трассу М-7 через Удельный парк, 9 новых развязок только на Обводном канале и почти 30 новых путепроводов через ж/д пути. Это лишь малая часть планов Смольного по развитию транспортной сетки города на долгосрочную перспективу. Все дорожные стройки тянут на три триллиона рублей. Пока концепция не стала достоянием общественности, но «Фонтанка» советует ее изучить. Скучно не будет.
Активисты-урбанисты Санкт-Петербурга обсудили Концепцию развития транспортной инфраструктуры города до 2043 года. Документ, на разработку которого ушло два года, еще не попал в открытый доступ (его не найти на сайте Смольного). Раздобыть и изучить концепцию смогли лишь самые активные горожане. На публичных слушаниях ее представил известный общественник, эколог, глава Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. «Спросят, откуда документ? Отвечайте – Карпов всех сдал», – пошутил он.
Концепция транспортного развития Санкт-Петербурга на ближайшие почти 30 лет – талмуд, в который попали все масштабные проекты, совокупная стоимость которых в итоге составит более трёх триллионов рублей (3162 миллиарда, что примерно равно 6 – 7 годовым бюджетам Петербурга). И как оценили участники слушаний, «многие из них пока кажутся фантастическими». В документе расписаны все новые транспортные развязки Северной столицы, обозначены дороги и скоростные магистрали, которые будут построены в городе, представлена обновленная схема строительства метро и объясняется, что будет с наземным общественным транспортом.
Концепцию в самом конце 2016 года принял от разработчиков комитет развития транспортной инфраструктуры СПб, тогда же её одобрил общественный совет при КРТИ. На основании концепции будут внесены корректировки в Генплан развития Санкт-Петербурга (публичные слушания по обсуждению Генплана пройдут в феврале).
Изучить фантастический город будущего в коворкинг-центр «Точка кипения» (открыт в Петербурге при поддержке Агентства стратегических инициатив) пришли около 60 человек. На экране карта с новой дорожной схемой, утыканная разными обозначениями, – новые путепроводы, скоростные магистрали, мосты, подземные и наземные пешеходные переходы, кольцевые развязки, возможные станции подземки, трассировка легкорельсовых трамваев.
«Какие именно объекты волнуют больше всего?» – спросил всех Карпов, который взял на себя роль ведущего. «Трасса М7 через Удельный парк, Орловский тоннель, 9 новых развязок на Обводном канале, реконструкция Сенной площади, проблемы Славянки, Пушкинский район, метро до Пулково!..» – выкрикивали общественники-урбанисты.
Но прежде Карпов предложил изучить схему в общем. К карте вышел Дмитрий Баранов, который представился транспортным инженером. Он обратил внимание на то, что в представленной концепции огромное количество фактических ошибок.
«Искать ошибки, как блох ловить, но если учитывать стоимость каждой такой «блохи», то давайте внимательно посмотрим», – подбодрил всех Карпов.
Указан новый съезд с Серного моста на наб. Адмирала Лазарева – а там плотная застройка элитного жилья, скоростная магистраль на левом берегу набережной Невы, а там Обуховская Оборона с памятниками культурного наследия – начали перечислять участники обсуждений. В Курортном районе распланировали дороги в зоне, где ещё нет намыва. «Соединить Московский и Финляндский вокзалы железнодорожными путями – это вообще как?» – еще одна ремарка из зала. В итоге «блох» наловили прилично: даже после беглого просмотра схемы активисты нашли около 30 серьезных инфраструктурных просчетов.
Дмитрий Баранов заметил, что над концепцией работали 5 разных разработчиков, которые, видимо, «даже не общались между собой». «Сборная солянка, все в одну кучу собрали без синхронизации», – оценил он документ. Также участники обсуждения отметили, что большинство проектов «кочуют» из Генплана в Генплан. «Как этот документ вообще можно обсуждать? В нем нет общей идеи, свалили в кучу ошметки прошлого!» – подхватили участники слушаний. Карпов пошутил про «коллекцию вытащенных из гробов проектов» и предложил всё-таки разбираться с каждым мероприятием отдельно, начиная с простого вопроса: «ЧЗХ?» Аббревиатуру тут же перевел: Что это? Зачем? Сколько стоит?
Дмитрий Баранов и другие участники предложили анализировать конфликты дорожных проектов с памятниками культуры, зелёными насаждениями, водными объектами и жилой застройкой.
По итогам слушаний решили объединиться в рабочую группу и завалить вице-губернатора Игоря Албина и главу КРТИ Сергея Харлашкина письменными запросами, в которых кроме вопроса «ЧЗХ» будут указаны конкретные фактические ошибки. Прозвучало даже предложение обратиться в прокуратуру, чтобы надзорное ведомство проверило, зачем Смольный оплачивал такой документ.
В пресс-службе КРТИ прокомментировали реакцию общественников. Представители комитета подчеркивают, что участники слушаний чиновников официально не приглашали на слушания и не обращались в комитет, никаких документов, связанных с концепцией, не запрашивали.
«Мы не знаем, какой именно вариант обсуждали горожане. Эти материалы еще не согласованы окончательно. Если у активистов возникли вопросы, то мы всегда готовы их обсуждать и вместе работать над документом. Важно отметить, что материалы концепции являются лишь исходными данными для разработки транспортного раздела нового Генерального плана», – позиция пресс-службы КРТИ.
Пока активисты готовы спорить со Смольным, жителям Санкт-Петербурга «Фонтанка» советует самостоятельно изучить концепцию развития транспортной инфраструктуры, чтобы понимать, как может измениться жизнь каждого городского района. Перечислить все пункты документа, который в сеть выложили активисты, просто невозможно.
Ознакомиться с ним можно здесь.
Пока же «Фонтанка» предлагает начать с некоторых пунктов концепции, которые горожане обсуждают не первый год. В первую очередь – строительство новых веток метро. И планы у Смольного опять изменились.
Подземка
Большая часть станций, запланированных до 2022 года, строится или частично строится.
До 2022 года планируется продолжение строительства 4-й линии – станции "Театральная" и "Горный институт". 3-я линия подземки прирастет станциями "Новокрестовская", "Улица Савушкина" и "Зоопарк" (пересечение Богатырского проспекта и Туристской ул.), где уже не будет никакого зоопарка. Предусмотрено соединение с 5-й линией на станции "Шуваловский проспект". Сама 5-я линия подземки продолжится на юге со станциями "Бухарестская", "Международная", "Проспект Славы", "Дунайский проспект", "Южная". На севере – до станции "Шуваловский проспект".
В концепции обещано строительство Красносельско-Калининской линии на участке от станции "Обводный канал" до станции "Казаковская" с промежуточными станциями "Боровая", "Московские ворота", "Броневская", "Кировский завод", а также участок от станции "Казаковская" до станции "Обводный канал – 2" (включая депо "Красносельское"). Общая протяженность подземки до 2022 года увеличится на 32 километра.
Во вторую очередь (срок строительства до 2028 года) попало продолжение 1-й линии до станции "Ульянка" (и далее до пересечения проспекта Ветеранов и проспекта Маршала Жукова). Ранее в предварительной схеме КРТИ, которая находилась в стадии разработки, эти планы были отнесены на период до 2038 года. Исключительно в качестве альтернативы и с массой оговорок рассматривается строительство станции метро в аэропорт Пулково.
Планы по продолжению Красносельско-Калининской линии у разработчиков концепции такие: на север от станции "Обводный канала" до станции Ручьи с промежуточными станциями "Пискаревка", "Бестужевская", "Полюстровский проспект", "Смольный", "Суворовская", "Знаменская", "Лиговский проспект", а также от станции "Казаковская" до станции "Сосновая Поляна". 4-я линия продолжится на юге станциями "Кудрово" и "Новосаратовка".
До 2028 года планируется строительство кольцевой линии на участке от станции "Горный институт" до станции "Лесная" с промежуточными станциями "Василеостровская", "Спортивная", "Петроградская", "Кантемировская". Здесь (как и с "Кудрово") видны расхождения по датам с предварительной смольнинской схемой, где на эти работы отводится не 11, а 21 год. Общая протяженность второй очереди – 31 километр.
В третьей очереди строительства – до 2038 года – делается упор на 4-ю и 5-ю линии подземки. Так, 4-я продолжится от станции "Горный институт" до станции "Лахта" с промежуточными станциями "Морской фасад" и "Новокрестовская" (предусмотрено и строительство депо). 5-я линия – от станции "Шуваловский проспект" до станции "Коломяжская" со станциями "Каменка" и "Магистраль № 31".
Обещают власти окончание строительства Кольцевой линии со станциями "Арсенальная", "Площадь Калинина", "Полюстровский проспект", "Большеохтинская", "Ладожская", "Дальневосточный проспект", "Площадь Бехтерева", "Волковская", железнодорожная станция Боровая, "Фрунзенская", "Нарвская" и "Двинская".
Заявлено строительство новой линии от станции "Двинская" до станции "Янино" со станциями "Площадь Репина", "Театральная", "Михайловская", "Суворовская" (пересечение Суворовского проспекта и Кирочной улицы), "Большеохтинская", пересечение пр. Энергетиков и Якорной ул., пересечение Индустриального пр. и пр. Косыгина. Третья очередь самая масштабная – 67 километров – и в целом соответствует 4-й очереди предварительной схемы КРТИ, где учтены планы до 2048 года.
Из-за перегрузки действующих станций власти города обещают построить вторые эскалаторы на "Нарвской", "Балтийской", "Чернышевской", "Петроградской", "Пионерской", "Проспекте Просвещения", "Василеостровской" и "Ладожской".
Выделенки
С 2017 до 2022 года, судя по концепции, выделенки для автобусов и троллейбусов появятся на 14 улицах. В частности, на пр. Ветеранов, улице Глинки, 8 – 9-й линиях В. О.
Скоростные магистрали
Таких дорог в концепции около 30, включая строительство ВСД – широтной скоростной магистрали с мостом через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц.
Правда, в концепции в качестве первой очереди указан участок от Энергетиков до Мурманского шоссе со сроками 2017 – 2022 годы. Строительство магистрали на участке ЗСД до Глухоозерского шоссе, с которого планировали начинать ранее, – 2023 – 2028 годы. Третья очередь – от Глухоозерского шоссе до пр. Энергетиков с мостом через Неву. Сроки – до 2028 года. "Фонтанка" запросила КРТИ о том, с чем связан перенос участка от ЗСД на вторую очередь, если он действительно произошел.
Пока непонятно как, но, к радости автомобилистов, планируется расширение Приморского шоссе. Запланирована реконструкция шоссе на участке от Планерной и Приморского шоссе. Разгрузить планируют и мост Александра Невского. В концепции это назвали "формирование магистрали непрерывного движения на левом берегу Невы от моста Александра Невского до Володарского моста".
Центр Санкт-Петербурга
В концепции снова появился Орловский тоннель. Строительство Орловского тоннеля, если верить ей, начнется в 2039 году.
Корректировке дорожной сети в центре посвящено 15 пунктов. Один из самых важных проектов – строительство наб. Макарова. Проект разбили на три этапа. Первая очередь – участок от набережной реки Смоленки до транспортной связи через Серный остров с мостом через реку Смоленку (2017 – 2028).
С 2039 года запланировано строительство набережной левого берега р. М. Невки от Мало-Петровского моста до Кантемировского моста со строительством тоннеля. Чуть раньше – с 2023 года – строительство продолжения Варшавской улицы от Северного железнодорожного полукольца до наб. Обводного канала.
В КРТИ подчеркивают, что Концепция развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга – это лишь документ, который определяет параметры развития Петербурга и это именно те данные, которые будут переданы для корректировки Генплана. На обсуждение документа у петербуржцев будет месяц – главное, сделать это до включения спорных проектов в Генплан развития Северной столицы.
Катерина Кураева, «Фонтанка.ру»
Решение вопроса о строительстве магистрали через Удельный парк откладывается, как минимум, до 2020 года, сообщает аппарат вице-губернатора . Однако в Генплане сохранили функциональную зону "У", которая предполагает строительство трассы через парк. Так что, теоретически, проектирование магистрали можно начать в любой момент.
Проект трассы обсуждают с 2005 года. С тех пор планы по ее пробивке ноднократно менялись и каждый раз сталкивались с масштабным протестом градозащитников. Каким бы ни был проект, трасса должна была пройти через Удельный парк или в непосредственной близи от него.
Планировалось, что через Неву построят новый мост между продолжением Таврической улицы и Арсенальной улицей с противоположной стороны Невы. Дальше трасса проходила бы параллельно железнодорожным путям. В результате она связала бы Арсенальную набережную и Выборгское шоссе. Такое проектное решение закладывалось еще в Генплан 2005 года.
"Сохранение зоны в Генплане - это не решение о строительстве дороги. Это лишь возможность, которую город оставляет на будущее для развития транспортной инфраструктуры перегруженных северных районов Петербурга", - комментирует Марат Оганесян.
От проекта отказались из-за его высокой стоимости. По словам Марата Оганесяна, до 2020 года к этому вопросу не вернутся, поскольку программа "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы" уже утверждена, и данного объекта (и трассы, и моста) в ней нет. Примерную стоимость возведения моста эксперты оценивают в 12 млрд рублей, пробивку трассы с развязками - в 18 млрд рублей. Также на выкуп многочисленных земель, через которые она прошла бы, могли понадобиться миллиарды. Итого - более 30 млрд рублей.
Несмотря на шумиху вокруг проекта магистрали №7, фактически ее разработкой никто и не занимался. Так и не был разработан конкретный предпроект и несколько вариантов прохождения дороги, которые затем обсудили бы с жителями. Вариантов прохождения через Удельный парк могло быть много – не только трасса, но и тоннель или эстакада. Но дальше правок в Генплане дело не зашло.
Между тем, если без магистрали еще можно было бы обойтись, то мост между Арсенальной улицей и Таврической улицей был бы очень кстати. Он мог бы разгрузить заторы на Литейном мосту и набережную н участке между ним и Таврической улицей.
В ходе публичных слушаний по внесению поправок в Правила землепользования и застройки, которые прошли сегодня в администрации Выборгского района, была поднята тема строительства магистрали №7, или «семерки», которая в актуальной градостроительной документации «проходит» через Удельный парк.
«Многократные обещания, что власти найдут вариант для сохранения парка, вдруг оказываются пустыми словами», - заявила одна из жительниц района, добавив, что магистраль уже начали проектировать.
«Вопрос «семерки» - это не вопрос ближайшего будущего. Вопрос возможности ее строительства будет реально рассматриваться в 2019 году при комплексной актуализации Генплана на долгосрочную перспективу, - заявил на это начальник отдела Генплана Управления градостроительной политики КГА Александр Мюльберг. - Ни о каком проектировании даже приблизительно речи не идет. Комплексная транспортная схема подразумевает решение вопроса «семерки» в районе 2048 года и не ранее. До этого момента не будет разрабатываться даже проектная документация. Поэтому говорить сейчас об уничтожении Удельного парка ради строительства - просто бессмысленно. У нас достаточно времени для проработки этого вопроса». Г-н Мюльберг также напомнил, что в прошлом году вице-губернатор Игорь Албин высказал идею «спуска» магистрали под землю. Правда, полноценного проекта тоннеля не представил.
Напомним, что план проложить магистраль №7 с трассировкой через Удельный парк появился еще в 60-е годы прошлого века. Предположительно, магистраль будет радиальной, пройдет от будущего моста через Неву в створе Арсенальной улицы и закончится в районе развязки КАД и проспекта Энгельса, создав дополнительный выезд на Приозерское шоссе. В последние годы в городе периодически активизируется протестная кампания против этой дороги. Граждане требуют пересмотреть ее траекторию или вовсе отказаться от проекта (с вводом КАД и ЗСД необходимость в магистрали отпала, считают некоторые горожане). В то же время объективных предпосылок для беспокойства у людей не так и много. Очевидно, что городу сейчас не под силу такой серьезный проект - и с точки зрения финансов, и в смысле противостояния с общественностью.
Противоречат ли друг другу заявление Игоря Албина и ответ Георгия Полтавченко?
В прошедшую субботу защитники Удельного парка вышли на митинг, в котором приняли участие до пятисот человек. Причина все та же - угроза строительства трассы М7, которой парк может быть рассечен на две части, в результате чего, как утверждают некоторые эксперты, оба отломка захиреют. Так откуда взялась новая угроза, если ранее власти утверждали, что М7 или вообще не будет, или откладывается на очень долгий срок?
В феврале 2015 года вице-губернатор Марат Оганесян пообещал, что вопрос о строительстве трассы через Удельный парк не будет подниматься как минимум до 2020 года. И если вообще возникнет, то будет конструктивно обсуждаться с жителями.
Через пару месяцев после этого Оганесяна сменил новый вице-губернатор, курирующий строительство, Игорь Албин. Долгое время об М7 никто не вспоминал…
Никогда ничего - и вот опять!
Гром грянул 20 июля 2016 г., когда Игорь Албин упомянул злополучную трассу во время видеоконференции с полномочным представителем президента РФ в СЗФО Владимиром Булавиным.
«Сегодня плохое состояние части дорог, особенно региональных и муниципальных, уличной сети населенных пунктов, входит в первую пятерку проблем, беспокоящих наших граждан», - сказал Булавин, открывая совещание. Очевидно, что в предвыборный период нужно было что-то пообещать стоящему за спиной Булавина президенту, показать какие-то светлые перспективы.
Игорь Албин начал за здравие: сообщил, что важным направлением в работе правительства города является «отвод транзитного и грузового транспорта от зоны исторического центра города за счет формирования системы дуговых магистралей». И даже рассказал о планах строительства еще одной такой магистрали в южной части города за 150 миллиардов рублей.
Надо сказать, что идея это безусловно здравая, однако активным горожанам необходимо будет убедиться, что трассировка новой дороги пройдет по подходящим для этого территориям.
Но одна магистраль на целый Петербург маловато, надо еще что-то предъявить полномочному представителю. Вот на поверхность и всплыла трасса М7, которая должна пересечь весь север Петербурга от Арсенальной улицы до развязки КАД с пр. Энгельса, пройдя при этом и через Удельный парк.
«Магистраль № 7 даст выход на Приозерское шоссе, ее ориентировочная стоимость составит 120 млрд руб. Мы предполагаем в конце сентября завершить формирование трассировки и подготовить финансовую модель для предложения инвесторам», - отрапортовал Булавину Албин.
Почему оно не надо
Когда новость о том, что трассировка М7 должна быть уже завершена к концу сентября, облетела городские СМИ, защитники Удельного парка возмутились.
Быстро организовали митинг. На котором, кстати, дали выступить одному из сторонников М7 - Алексею Ефремову, участвовавшему в ее проектировке. Его аргументы защитники парка слышали не раз: магистраль непрерывного движения разгрузит имеющиеся дороги регулируемого движения, и вообще город должен развиваться. Выступление встретили криками «Позор!».
Дмитрий Смирнов из движения «ПеТраГрад» суммировал контраргументы, не раз высказанные противниками М7. Во-первых, современные тенденции городского планирования требуют сначала по максимуму использовать имеющиеся транспортные артерии, прежде чем строить новые. А работы здесь еще достаточно: узкие места на дорогах не расшиты, железная дорога используется далеко не в полную силу. Именно сюда в первую очередь надо вкладывать те миллиарды, которые потребовались бы на строительство новой магистрали.
Во-вторых, магистраль М7 ведет на Арсенальную набережную, которая и так порядком забита - а значит, никакого решения транспортной проблемы не будет, а будет лишь дорогостоящее перераспределение пробок. Еще один важный аргумент высказал яблочник Михаил Амосов: когда в конце 60-х советские проектировщики придумали М7, окружающие территории еще не были застроены, не существовало КАД и ЗСД. Теперь транспортная ситуация изменилась - о чем неоднократно говорили независимые эксперты.
Борис Вишневский обнародовал на митинге ответ губернатора Полтавченко на запрос, который депутат послал сразу после заявления Албина. Губернатор пояснил, что за счет города разрабатывать проектную документацию по М7 все еще не планируется как минимум до 2020 года.
Между тем в генплан, который будет приниматься в 2018 году, планируется ввести сведения о том, где должна пройти эта магистраль. При этом Полтавченко отметил, что Комитет по градостроительству и архитектуре предлагает провести ее в туннеле вдоль границы Удельного парка.
Концы с концами не сходятся
Из всей этой информации можно извлечь несколько выводов разной степени неутешительности.
Во-первых, в туннель, который якобы не повредит парку, защитники не очень-то верят: и дорого, и неизвестно еще, как именно его будут строить и что при этом раскопают.
Между тем действующим генпланом уже исключена из парка территория вдоль железной дороги, где изначально планировали провести трассу, - а значит, ничто не мешает там ее и спроектировать и проложить, наплевав на мнение жителей и уничтожив Удельный парк.
Во-вторых, в ответе Георгия Полтавченко ни слова нет о том, чтобы «в конце сентября завершить формирование трассировки М7 и подготовить финансовую модель для предложения инвесторам», как заявил Булавину вице-губернатор Игорь Албин.
Так что же произошло? Губернатор в своем ответе депутату умолчал о некоторых планах правительства? Или, наоборот, вице-губернатор выдал желаемое за действительное?
Будем надеяться, что защитникам парка удастся разобраться в ситуации раньше, чем чиновники примут необратимые решения. Хотя, как показывает опыт протестного движения, любые решения можно обратить вспять, если взяться всем миром. В резолюции митинга его участники требуют полностью отменить проект магистрали М7 и внести Удельный парк в список особо охраняемых природных территорий.