Как вы думаете, куда девается содержимое антикварных венецианских ночных горшков? Никак не думаете?:) Правильно - я тоже не задавалась этим вопросом вплоть до 26 сентября текущего года.
Однако же, в этот роковой день в моем журнале появилась запись "И все-таки она тонет" (о тонущей Венеции, если кому интересно). Пост неожиданно собрал кучу комментов. Был среди них и такой: "Знает ли автор поста о том,что в Венеции до сих пор, как и много веков назад, напрочь отсутствует канализация, а ее роль выполняют каналы и морские течения, и все, извините, отходы жизнедеятельности венецианцев радостно уносятся в Адриатическое море во время приливов и отливов, что жизнерадостных венецианцев полностью устраивает. На фоне этого умиление при виде резвящихся в этой самой воде детей, мягко говоря, непонятно."
С большим апломбом я ответила, что автор все знает... но сделала это только после того, как перелопатила весь интернет в поисках достойного опровержения. То есть как это, отсутствует канализация, думала я, - ведь видела же неоднократно ремонтные работы в каналах (их на это время перекрывают, полностью спускают воду и ковыряются там беспрепятственно). На дне каналов проложено множество труб - одна из них должна быть канализационной - в этом я почти не сомневалась.
Каково же было мое удивление, когда из массы информации о планах усовершенствования канализационной системы, выкристализовалось новое знание - Венеция действительно пользуется тем же методом, что и 500 лет назад. Метод, кстати, довольно эффективный: во всех венецианских палаццо есть так называемые септики - проще говоря отстойники, на дне которых скапливается...эээ... ну, в общем натурпродукт:) А все, что легче этих отходов, действительно попадает в канал через отверстия в стене (кстати, в Венеции очень эффективно работают катера-ассенизаторы:).
Два раза в день в Венецианской лагуне происходит прилив и отлив, так что вся вода в каналах постоянно очищается, а вернее сменяется новой чистой водой. Поэтому рассказы об ужасном запахе Венеции сильно преувеличены. Однако ж некоторое амбрэ действительно чувствуется во время сильных отливов, которые случаются преимущественно ночью. Тогда эти вот канализационные отверстия оказываются выше уровня воды и соответственно появляется запах, которые в литературе имеет завуалированное название ""eau du canal".
Кстати я очень сильно смеялась, когла в своих изысканиях наткнулась на блог одного итальянского парня, "понаехавшего" в Венецию (судя по всему, студента). У него вскоре после переезда тоже образовался вопрос, а есть ли вообще в Венеции (перевожу дословно, говнопровод) канализация? Только сформулировал он его с юношеской непосредственностью: "Неужели вся Венеция постоянно какает в канал?":) Проверить это парень решил эмпирическим путем: дернув за шнурок сливного бачка, опрометью бросился к окну и увидел, что из отверстия в стене вытекла вода, но не более того:) Парень несколько взбодрился, не увидев выплывающих в канал твердых остатков, но эксперимент на этом не закончил. Далее он налил в унитаз средство для мытья посуды, слил воду и снова побежал к окну - из обнаженного отливом отверстия канализации потекла пена! О ужас - связь оказалась прямой и непосредственной!
Как особа очень впечатлительная, я тут же поделилась страшным открытием с мужем, чем вызвала у него приступ великого веселья. Ну ты даешь, смеялся он, а как ты думаешь вообще устроена система канализации в больших городах? Ну представь себе - вот есть трубы, они ведут к таким же отстойникам, но несколько больших размеров и несколько более продвинутым, а потом вода (очищенная, но всяко не стерильная) все равно сбрасывается в реки, моря и прочие места, из которых мы пьем и в которых купаемся. И действительно, вспомнилась моя недавняя прогулка недалеко от сброса такой воды в нашу горную речушку - запах моющих средств все равно очень чувствуется!
Я сначала расстроилась, а потом вспомнила Владимира Войновича с его Иваном Чонкиным. А также бессмертную фразу про круговорот дерьма в природе:)) А против классика не попрешь:)
Кстати, все это применимо только к историческому центру Венеции, более новые периферийные районы подключены к системе городской канализации. Острова вроде бы подключены тоже.
В качестве иллюстраций я взяла фотографии зимних, осенних и весенних наводнений в совершенно произвольном порядке. Пост ведь написан именно в связи с наводнениями, так что других картинок у меня нет:)
5.
9.
11.
Так что нормально все, господа туристы! А наводнения - это, может быть, даже благо, ибо очищают прекрасную Венецию лучше любого ассенизатора. Читала я интервью одного из бывших Венецианских мэров по поводу строящихся защитных сооружений. Так вот мэр там высказывал робкое опасение, что сооружения эти, прекратив водообмен в каналах, вызовут другую проблему - застой воды и соответственно ее загрязнение. Эх, вечный дуализьм:)
Мораль сей благоуханной басни проста: Венецию все равно люблю, ездить туда буду так же часто, как и раньше. Но! Плескаться во время высокой воды на Сан-Марко стану исключительно в высоких резиновых сапогах - от греха подальше:)
Небольшой фильм о Венецианских каналах.
Оригинал взят у ozero_chad в post
Мой семинар про путешествие Марко Поло на форуме у Юли Ремпель начался всего три дня назад, и это просто потрясающе, что придумывают участники - устраивают гонки гондол в ванной, строят машины времени и мастерят венецианские башмаки из старых тапочек и дров!
А Ося заинтересовался, как в Венеции строят дома, и мы полезли про это читать. Почему они не разрушаются от постоянной воды и как выдерживает их фундамент?
Сначала Ося узнал, что все венецианские дома стоят на сваях. Грунт в Венеции слишком рыхлый, чтобы возводить фундамент прямо на нем, поэтому сначала фундаменты нужно было укрепить! Для этого в грунт вбивали стволы деревьев - лиственницу, ольху, дуб.
В морской соленой воде древесина становится очень прочной, как железо. Когда в 1827 году специально обследовали сваи, то установили, что сваи из лиственничного леса "окаменели", сделались такими твердыми, что ни топор, ни пила их не берет.
Сваи обрабатывались специальными смолами и забивались на глубину до тех пор, пока не достигали твердой почвы.
И представляете, когда строили церковь Санта Мария делла Салюте, то в грунт вбили больше миллиона свай, каждая из которых была длиной 4 метра. На это ушло 2 года и 2 месяца.
А еще заодно мы посмотрели, как чистят каналы. Сначала строят деревянные заграждения, потом спускают воду. Ну а потом уже убирают весь тут мусор, который скопился на дне канала.
А вот еще более колоритная фотография. Чистка канала в 1956 году
Заодно, когда спускают воду, можно осмотреть фундамент и восстановить те места, которые оказались разрушены морской водой. Сначала дыры заделывают, а потом еще заполняют швы специальной смесью! Чего только не узнаешь:)
Блистательная королева Адриатики никогда не была городом моей мечты. Гуляя по берегам коричневой Москвы реки я, увы, не воображала о том как хорошо было бы пройтись вдоль Большого канала или полюбоваться зелеными водами Венецианской лагуны. Аж эти пресловутые гондолы….Стоит только завести речь об Италии, как каждый не побывавший в Венеции мечтательно закатывает глаза и вспоминает о досели невиданных плавательных средствах. Само название гондолы настолько уже навязло на зубах, что лет в 17 я дала себе слово: уж если судьба забросит меня в Италию, я никогда не сяду ни в одну гондолу, не буду пить кофе на площади Сан-Марко и вообще открою свою Венецию.
Специально ехать в умирающий город-музей я не собиралась, но уж грех не воспользоваться случаем и не совершить экскурсионную поездку в Венецию из Ровиня, благо что россиян пускают без визы из Хорватии в Италию на один день.
Однако путешествие могло и не состояться: в турагенстве Ровиня неожиданно выяснилось, что в Венецию меня не пустят, ибо хоть я и гражданка Российской Федерации, но мое место рождения в одной из некогда братских республик СССР является печатью отвержения для Итальянских таможенников. Конечно, от такого известия я расстроилась, всегда очень обидно становится, когда тебя куда-то не пускают. К счастью, сотрудник агенства милейший молодой человек и к тому же сам страстный поклонник Венеции решил помочь и предложил сделать персональный запрос на Итальянскую таможню. Следующие три дня прошли в закидывании итальянцев факсами и нетерпеливом ожидании их решения. За день до отлета в Россию, когда казалось что шансов уже нет, из Италии пришло уверенное «ДА» и я стала готовиться к поездке.
Подруги, которые уже успели «открыть» Венецию снабдили меня картой города и посетовали на плохую организацию экскурсии. В день их поездки, русская группа насчитывала 50 человек,что негативно отразилось на качестве ее проведения. А главное девочки заплатили по 14 евро за обед, но заплутали и опаздали минут на 5 на место встречи. Группа ждать не стало, ну да это не беда, а вот денег подругам возвращать категорически отказались. К тому же девочки взяли все предложенные дополнительные экскурсии: гондолы, катера, тот же обед, и не могли свободно гулять по городу, из-за боязни не успеть ко времени сбора на очередное увеселение.
Приняв к сведению все услышанное, в назначенное время я отправилась к автобусу, который должен был меня доставить из Ровиня в порт Пореча, откуда отплывает судно «Принцесса Дубровника». Трансферт прошел без приключений. Благополучно миновав хорватскую таможню, все приехавшие со всех концов Истрии поднялись на борт. Отплыли мы вовремя и следующие 2,5 часа море нещадно мотало наш теплоходик по волнам, проверяя крепость вестибюлярного аппарата туристов. Последние полчаса, плыли мы медленно вдоль необыкновенно красивой Венецианской лагуны, правда то, что она красивая, я разглядела на обратном пути, а вот на пути туда только одна мысль и успокаивала: еще чуть-чуть и будет твердая земля….В течение поездки гид активно уговаривала купить катание на гондолах, катерах, обед и карты, естественно по завышенным ценам. Так к примеру 30 минутная поездка по Большому каналу на катере стоила 16 евро, а возле моста Риальто можно было купить билет на вапорето за 5 евро и наслаждаться катанием целых 90 минут. Ну да хватит о скучном – ведь мы уже в Венеции!
Таможню я прошла быстро, сдала загранпаспорт, получила карточку с номером и оказалась на территории вожделенной Италии. Несмотря ни накакие прогнозы синоптиков, обещавшие сильный дождь, на улице светило яркое солнце, погода благоприятствовала пешеходным прогулкам. Русская группа насчитывала человек 15, ждать никого не пришлось и мы двинулись к главной площади Венеции - Сан-Марко.По дороге сограждане шумно возмущались на тему того, почему к их приезду город не привели в надлежащий вид и все здания стоят такие облупленные, неухоженные и бесцветные. Однако по мере приближения к мосту Академии негодующие возгласы стали меняться на восторженные и отдельные соотечественники стали отставать, увлекаясь окружающими красотами. Улучшив минутку, я обратила внимание гида на таблички с названиями мест и узнала, что в Венеции очень легко ориентироваться: в центре ко всем главным улицам развешаны указатели. На этом для себя организованную экскурсию я закончила и отправилась гулять куда глаза глядеть. А глядели они на таблички, ведущие к Сан-Марко, впрочем и по сторонам я смотреть не забывала.
Вот венецианская свадьба: он и она выходят из заваленной цветами моторной лодки и под жизнеобразующее творение Мендельсона шевствуют к церкви. Возле входа брачующие расстаются: он входит внутрь, а к невесте подходит отец. Гости начинают поздравлять девушку, туристы шумно аплодируют, отец и дочь смущенные и счастливые входят внутрь: скоро начнется церемония венчания.
Справа от церкви я замечаю живописную негритянскую группу, ого, да это явно не туристы, а судя по всему обычные нелегалы: торгуют дешевыми сумками, пристают к туристам, неожиданно один из черных издает боевой клич и вся группа спешно хватает товар и бежит в разные стороны: где-то значит близко полициия. Черных, торгующих сумками, и сувенирами в Венеции оказалось много, видимо они и есть новый современный вид венецианских мавров
Тем временем я подхожу к Сан-Марко, делаю шаг, оказываюсь на площади и вдруг явственно ощущаю дух Венеции: на минуту наступает полная тишина, изчезает все: и огромная пестрая колышущая толпа, и строительные леса, и сотни столов и стульев, а я оглушенная оказываюсь с древним городом наедине, сердце стучит сильнее, но эти волшебные ощущения быстро проходят, сначала появляются звуки, потом люди и современная Венеция вступает в свои права.
Я иду по Сан-Марко, вокруг очень много людей и птиц. Кормление голубей является своего рода посвящением в туристы Венеции– это очень увлекательный и даже можно сказать интимный процесс. Серая голубинная братия в Венеции совершенно не страдает никакими комплексами: сесть туристу на руку, на плечо или на голову, раскрыть рот, и шумно требовать еды не считается у птичек, чем-то зазорным или опасным. Наоборот голуби активно воюют за хлебные места, толкают друг друга с добрых рук, радостно пищат и позволяют себя тискать и гладить.
Ежегодно население Венеции сокращается из-за неблагоприятных условий для жизни, город часто заливает, уровень воды в каналах постоянно поднимается. Сейчас в городе осталось не более ста тысяч жителей, основная масса которых занята в сфере обслуживания туристов. И действительно стоило мне чуть позже немножко отойти от мест с признанными достопримечательностями, как я увидела совсем другую Венецию: узкие пустынные улицы, нежилые потресковшиеся и облезшие дома. Один из домов чем-то привлек мое внимание, и я рискнула отворить дверку и заглянуть внутрь, а там среди остатков былой роскоши обнаружились развалы тех самых сумок, которые продаются черными на улицах и сами мирно спящие продавцы. Быстро ретировавшись, я поспешила вернуться поближе к Сан-Марко. А по дороге туда забрела еще в одно магнетическое место: Дворец Конторини дель Боволо с его изящной и величественной лестницей. Возле Дворца почти нет туристов, что позволяет спокойно разглядеть этот на мой взгляд самый совершенный архитектурный шедевр. Даже если бы в Венеции не было Дворца Дожей, собора Сан-Марко и многого другого, то город все равно стоило посетить только ради такого неординарного произведения искусства как Конторини дель Боволо.
В России о Венеции ходит несколько мифов, которые я попробую опровергнуть:
Миф первый: «Венеция похожа на Питер».
Утверждение истине не соответствует: архитектурно Венеция на Питер непохожа, по стилю
это совершенно разные города. Хотя действительно оба города расположены на островах и
соединены мостами, но на этом все сходства и заканчиваются. На Питер гораздо больше
похожа Хорватская Риека, несмотря на то, что каналов в Риеке совершенно нет.
Миф второй: «В Венеции воняет канализацией».
В Мае в городе пахло исключительно морем и никаких менее приятных запахов не было.В
канализационную систему Венеции были вложены значительные средства и канализацию в
каналы больше не сливают. Осенью говорят в Венеции появляется запах застоявшейся воды,
но уж никак не канализации.
Миф третий: «В Венеции очень много мусора»
Здесь я не могу утверждать за всю Венецию, но чего-чего а вот мусора я припомнить
совершенно не могу. К тому же пару лет назад в Венеции ввели дополнительный налог, и
взимаемые средства направляются именно на уборку города.
Однако вернемся к достопримечательностям города: пройдем по мосту Риальто, запомнившимуся мне живописным видом на Большой канал и вкуснейшим запахом свежесваренного кофе. Здесь на набережной можно подкрепиться недорогой и истинно итальянской пиццей и купить сувениров на память о Венеции, а еще в этом месте туристического поломничества гуляют красивые девушки в старинных костюмах и отдают поклоны живые статуи, с которыми можно сфотографироваться.
Говоря о мостах, не могу не вспомнить печально известный мост Вздохов, тот который ведет из дворца Дожей, в здание тюрьмы. Ох, не таким я его себе представляла, думала, что там много открытого пространства и обязательно каменные арки, между которыми целуются влюбленные. Ничего подобного конечно нет и в помине:, попасть на мост вздохов можно только из дворца Дожей, это маленький узкий со всех сторон закрытый мостик и уж не представляю кому в голову может там прийти поцеловаться…..
Повсюду в городе к туристам пристают активисты кампании против наркотиков. Они просят денег на борьбу с этим злом, активисты довольно наглые и иногда агрессивные попрошайки, в общении с ними лучше изобразить полное непонимание языка и их намерений.
По Венеции в хорошую погоду гулять одно удовольствие: необыкновенно хороша Венецианская Лагуна: насыщенная изумрудно-зеленая вода, острова с возвышающими колокольнми, вереницы гондол, ждущие клиентов. Гондол в Венеции как и ожидалось много: оно и понятно – ведь говорим гондола - подразумеваем Венеция и сответственно наоборот. Катание на символических лодках – занятие недешевое от 80 до 120 евро за час, в зависимости от места где ты договариваешься: подальше от центра будет дешевле. Как говорят: если ты не покатался по каналам на гондоле, то считай в Венеции и не побывал, я не покаталась, решила пойти не по штампу, зато я вдоволь полазила по гондолам на особом - карабельном кладбище.
Стоянка вышедших из строя гондол….туда попадают потрескавшиеся лодки, с отбитыми носами, пробойнами и разломанными сидениями, многие стоят наполовину заполненные водой. Я совершенно случайно нашла сие романтическое место не далеко от морского вокзала, лодок было не меньше двух десятков, они отслужили свое туристам и теперь качаются на приколе, вспоминая почти по Андерсену о своей прошедшей молодости.
Еще из венецианских впечатлений: мне запомнился концерт на одной из маленьких площадей, играли уличные музыканты, используя в качестве инструментов хрустальные бокалы и стаканы. Чудесная музыка лилась из бокалов, в переносном смысле этого слова и мне не хотелось чтобы она смолкла.
Не открою америку, если скажу что 5 часов для Венеции – это ничтожно мало: все – равно что шоколадом по губам помазать. Но экскурсионное время закончилось, я прошла таможню, забрала свой паспорт и «Принцеса Дубровника» поплыла назад в Хорватию. Около 10 часов вечера уставшая и совершенно счастливая, я вернулась в отель, где встретила менеджера агентства, организовавшего мне эту поездку. Мы расположились в холле на диванчике и, перебивая друг друга, долго вспоминали Венецию – это древний ускользающий город, одно из самых прекрасных мест на земле.
Описание Венеции сделать совсем не просто. Ведь это не только красивые виды. Это также город, где живут люди, где есть производство, транспорт и услуги. Но, как работает “система Венеция”? Как действуют приливы и отливы в лагуне? Как были созданы каналы и берега? На чем стоят дворцы? Где проходят газовые трубы и электричество? Какие вообще проблемы вызывает такая высокая влажность в городе?
Давайте посмотрим это видео на итальянском языке, которое даст ответы на все наши вопросы. Кстати, все, кто изучает итальянский язык получат двойную пользу:
- Попрактикуются в разговорном итальянском
- Получат много новой и интересной информации о Венеции, которую они вряд ли где-то раньше видели или слышали.
Все остальные (кто не силен в итальянском) могут прочитать перевод этого видео ниже. Но это совсем не означает, что видео смотреть не стоит! Ведь мы же не выключаем песню на иностранном языке из-за того, что не понимаем ее слов, правда? А разве итальянский язык - это не музыка?
Венеция находится в середине лагуны. Внимание: это не море! Это мелководный бассейн, отделенный от моря узкой полоской земли. Лагуна пустеет и наполняется новой водой 2 раза в день через 3 бухты. Вода входит и выходит 60 раз в месяц, 730 раз в год.
Венеция - это остров?
Не совсем так. Она состоит из 124 островов (631 га), которые были постепенно заселены начиная с VII века после рождества Христова. Венеция не была основана из центра, который затем расширился. Наоборот, она произошла из разных населенных пунктов, которые объединились между собой.
Острова Венеции
Основные острова на которых она расположена, были практически независимыми населенными пунктами с такими характерными общими элементами, как церковь, поле и одна или несколько скважин для воды. Каждое поле, как правило, омывалось одним каналом. Если сегодня канал не виден, значит, он ушел под землю в более поздние сроки. Таким образом, стал “земляной канал”, т. е. закрытый канал, преобразованный в пешеходный маршрут.
Как венецианцы защищают берега города от воды
Венецианцы всегда должны были отвоевывать землю у лагуны и защищать ее от воды. Края берегов острова защищены кирпичной кладкой, так, чтобы эрозия не утащила землю у города. Часто для того, чтобы иметь больше пространства, зданиями заполняли целые участки лагуны, но защитить острова от воды не так просто. С годами кирпичная кладка становится все менее водонепроницаемой, поэтому нужна реставрация. Но как это сделать?
Как чистят каналы
Закрывается участок канала и высасывается из него вся вода. Таким образом, осадки, накопленные в канале на протяжении многих лет, удаляются. Во второй половине 20-го века достаточно было 20 лет не делать такую чистку, чтобы несколько городских каналов стали непроходимыми для лодок.
Каменная защита берега постоянно подвергается воздействию солоноватой воды, которая, как правило, разрушает кирпичи и раствор между ними. Приливы, которые поднимаются и опускаются каждый день, а также водные вихри, вызванные двигателями, высвобождают кирпичи из кладки, которые уходят в "свободное плавание". В наиболее серьезных случаях нужно перестраивать все секции стены. Часто также необходимо вводить гидравлические вяжущие внутри кладки, чтобы компенсировать большую часть стены. Когда раствор растворяется, происходит нечто худшее: стена больше не водонепроницаема, вода проникает и начинает вымывать землю за кладкой.
Улицы Венеции
Улицы в Венеции называются калли, но могут иметь и другие названия: fondamenta (улица вдоль канала), ruga (улица в окружении магазинов), piscina (болотистая земля), ramo (боковая улочка главной дороги, часто тупиковая). Иногда из-за того, что площадей для строительства было мало, нужно было проектировать дорожки под зданиями или украсть кусок дороги без сужения ее ширины. Некоторые дороги называются «Salizades» (важный путь, проложенный в древние времена).
Предлагаю вам еще одну тематическую экскурсию по улицам Венеции. Вечерняя Венеция просто неповторима!
Как сделаны дороги Венеции
В прошлые века было мало мощенных дорог. С XVII века общественные зоны были вымощены с использованием брусчатки из трахитов. Trachite - это компактный и прочный камень, который имеет большое значение: при износе он остается жестким. Трахитис, однако, не вечен, поэтому периодически необходимо восстанавливать тротуар. Заменяют только безнадежно разрушенные участки. В Венеции даже дороги имеют историческое значение.
Венеция под водой
Известно, что одной из проблем в городе является «высокая вода». Достаточно прилива выше обычного, чтобы наводнить целые городские районы. При восстановлении тротуара увеличивается его высота в большинстве затопленных областей. Разница всего на несколько дюймов может быть решающей в вопросе между прогулкой по городу или невозможностью выйти из дома.
Венеция - древний город, но также современный город, и все современные города нуждаются в электричестве, воде, телефоне, газе и общественном освещении. Но где проходят все кабели и трубопроводы этих сетей? Именно под нашими ногами, или точнее под брусчаткой.
При восстановлении дорог можно навести порядок среди всех сетевых каналов и заменить старые и поврежденные. В некоторых случаях жители даже не знают какие точно коммуникации находятся под их полами.
Как все эти трубы проходят от острова к острову? Они делают это как люди. Они используют мосты.
Канализация в Венеции
В Венеции нет современной канализационной системы. Она по-прежнему в значительной степени использует историческую систему канализации, выполненную из кладочных туннелей, известных как «gatoli»:
- Вся вода идет в эти туннели и от них до каналов.
- Два раза в день лагуна опорожняется и полностью заполняется водой, приходящей с моря, очищая каналы.
- Во многих зданиях есть септики, т. е. резервуары, где проводится очистка сточных вод, чтобы можно было вылить их в каналы.
- Однако канализационная система, состоящая из "gatoli" и септиков, должна постоянно контролироваться. Иногда "gatoli" забиваются, заблокированные сточные воды давят на кладки, и рискуют разрушить целые участки галечных стен.
Мосты Венеции
В Венеции 438 мостов. Они незаменимы для городского движения, потому что соединяют различные острова, из которых состоит город. До восемнадцатого века мостов были меньше, и венецианцы перемещались в основном на гребных лодках.
Проблемы при строительстве мостов
Когда планировали строить мост иногда возникала проблема: где его строить. Часто выходы двух каналов не совпадали, поэтому некоторые мосты Венеции скошены.
В случае, когда местности, куда планировали устанавливать мост не могли свести, предпочитали устанавливать деревянный мост, который намного легче каменного. Простой деревянный мост экономит значительный кусок дороги пешеходам, хотя и требует постоянного обслуживания. Каменные мосты тоже не вечны: крепления смещаются, образовываются трещины, солоноватая сырость оседает на штукатурке, кирпичах и цементе. Последствия трудно измерить.
Венецианская архитектура
Венецианские здания славятся во всем мире своей красотой и изысканностью. В течении более чем тысячелетия, венецианцы кодифицировали серию приемов для собственных зданий, а также преуспели в разработке гениальных решений и адаптировали их к своей среде. Основная планировка здания восходит к дому fondaco, т. е. месту жительства купеческой семьи. На первом этаже были склад и магазин. На втором находился салон, который назывался «portego». Это было представительским местом. На верхнем этаже были апартаменты хозяев. Комнаты прислуги располагались на чердаке.
Дворцы Венеции
Главные дворцы Венеции сохранили ту же основную структуру. Городская и рабочая жизнь здесь, в основном осуществлялась на лодке, поэтому главный фасад дома выходил на канал, а не на внутренние улицы. Во многих случаях здания имеют более трех этажей, но основная трехсторонняя схема была одинаковой.
Салон, часто богато украшенный, пересекал весь "благородный" этаж и имел два более узких крыла, разделенных на комнаты. Этажи соединялись между собой гениальной системой пересекающихся лестниц, таким образом, прислуга и хозяева имели два входа и два независимых друг от друга пути передвижения по дому. Некоторые пункты пересечения допускали, если необходимо, переход от одного пути к другому.
Обязательно сходите на экскурсию в один из венецианских дворцов Ка "Реццонико от русского гида Кристины. Здесь вы сами почувствуете, что это такое - быть венецианским патрицием в 18 веке.
Как в Венеции строили дома
Но каким образом такие монументальные здания могут стоять на столь нестабильной и болотистой почве лагун? В Венеции перед тем, как строили дома, выходящие на канал, вбивали вертикально в землю деревянные столбы, чтобы сделать ее более твердой. Затем, укладывали горизонтально 2 слоя толстых досок, а поверх слой каменных блоков. Отсюда начинался фундамент здания. Используя чуток фантазии, можно сказать, что Венеция - это лес вверх ногами .
Особенности архитектуры зданий
Здание проектировались таким образом, чтоб оно могло двигаться, адаптируясь к различным сдвигам мягкой земли. Можно представить себе дворец, как ящик, в котором стенки и дно не встроены жестко в периметр. Между кладкой нет жестких связей, и стены имеют такие опоры, чтоб обеспечить относительное передвижение отдельных частей.
Несущие стены здания практически всегда строго перпендикулярны каналам. Таким образом, они являются единственными несущими конструкциями, которые поддерживают тяжесть всех этажей. Фасад не несет функцию опорной стены, поэтому может быть украшен множеством окон, которые позволяют свободному доступу света в здание.
Сегодня, наблюдая некоторые здания, можно заметить, что стены периметра слегка наклонены внутрь. Фактически, стены в случае оседания вместо того, чтобы открываться наружу, имеют тенденцию опираться внутрь на крышу и этажи, избегая таким образом, нестабильности. Конструкция крыши помогает закрыть "ящик" из стен и этажей.
Из чего сделаны дома в Венеции
Этажи и крыши домов изготовлены из дерева, легкого и эластичного материала, который легко сопротивляется не трескаясь, изменениям геометрии здания. Этажи во время строительства или в последующие столетия были прикреплены к стенам металлическими стержнями, которые противодействуют обрушению наружной стороны периметра стены. Однако с течением времени стержни могут нанести ущерб кладке, потому что металл ржавеет и ржавчина увеличиваясь в объеме, разрушает камень, используемый в качестве головки стержня.
Влажность и сырость
Для всех городов сырость является одной из самых серьезных проблем для зданий и сооружений. Для Венеции же эта проблема намного серьезнее, чем для кого бы то ни было. Фактически, пары соленой воды уничтожают любые строительные материалы.
Наиболее разрушительной для кирпичных зданий является поднимающаяся влага. Стена не сильно отличаются от губки и поглощает влагу из фундамента через тонкие каналы, которыми они обмениваются. Еще больше ухудшает ситуацию соль. Это относится к кладке, растворенной в воде, которая затем испаряется. Соль кристаллизуется и увеличиваясь в 12-кратном объеме, разрушает кирпич.
Балки полов тоже страдают от влаги, так как вода способствует размножению в древесине грибка и бактерий. Традиционным антидотом было встраивать в стену каменные блоки из Истрии. Это очень компактный камень известняк, который служит барьером для поднимающейся влаги. Сегодня, однако, уровень воды выше. Он покрывает уровень камня, разрушает его и увеличивает проблему.
Как в Венеции избавляются от сырости
Сейчас есть много решений этой проблемы, например, не штукатурить часть здания, увеличивая тем самым воздухопроницаемость. Другим решением является, так называемая «резка стена», путем вставки водонепроницаемой мембраны, способной остановить поднимающуюся влагу. Также есть химический вариант типа инъекционных смол, которые насыщают поры кладки. Таким образом, они уменьшают их поглощающую способность.
Влажность, эрозия и болотистая почва - все это особенности лагуны, с которыми постоянно сталкиваются венецианцы. Чтобы продолжать жить в такой изменчивой среде, они должны были уметь адаптироваться к изменениям и быстро реагировать на постоянную и неизбежную деградацию города. Необходимо без устали проводить технические работы по обслуживанию, чтоб поддерживать город в надлежащем состоянии
Заключение
Как видим, Венеция является результатом 1500-летней непрерывной работы и глубокого изучения своего городского ландшафта. Только благодаря неустанной заботе своих жителей, она сохранилась на протяжении веков и будет жить в последующие.
Вам понравилось наше описание города Венеции? Если да, то не жадничайте и делитесь ссылкой с друзьями 🙂
Забавно, но многих интересует этот вопрос. Тем более, что недавно была освоена весьма существенная сумма денег, выделенная на реорганизацию канализационной системы Венеции.Интересен тот факт, что в Венеции классическая центральная канализация отсутствует, поэтому данную функцию выполняют небольшого размера каналы. Вот как раз они то и занимаются тем, что выносят отходы в так называемый венецианцами Гранд-Канал, который, в свою очередь, впадает уже в Адриатическое море.
Итак, каким же образом канализация в Венеции устроена? Город построен так, что все сточные воды с приливами и отливами выносятся в лагуну, благодаря чему в каналах всегда относительно чистая вода, и плавает масса рыбы. Сам же механизм непосредственно для промывания каналов устроен вроде газообмена и вентиляции воздуха в легких у человека.
Венецианская лагуна в длину составляет 56,5 км, ширина же примерно достигает 9,6 км. Кроме того, вам будет интересно узнать, что лагуна отделена от Адриатического моря песчаной косой, которая имеет три пролива - это Кьоджа, Лидо и Маломокко а благодаря им три течения очищают все имеющиеся в городе каналы, позволяя городу успешно обходиться без центральной системы канализации.
Во всех венецианских палаццо есть септики - отстойники, на дне которых скапливается то, о чем вы подумали. А все, что легче этих отходов, действительно попадает в канал через отверстия в стене либо проложенные трубы. Кстати, в Венеции очень эффективно работают катера-ассенизаторы откачивающие тяжелые фракции...
Состав обычной внутренней канализации
Принцип строения внутренней канализации состоит из нескольких ключевых комплектующих:
а) Приёмник сточной жидкости
б) Гидравлические затворы (сифоны).
в) Комплекс сетей труб. Данный элемент состоит из сетей, проложенных внутри здания и их выхода наружу.
г) Устройства для очистки трубопровода, а также более детально осмотра.
Обычно по умолчанию сливаются уже относительно чистые отходы, так как перед тем, как сбросить их в канал весь этот объём проходит через специальные фильтры. Затем итоговая водная масса проходит ещё несколько этапов очистки и потом попадает уже в виде чистых сточных вод. Так должно быть в идеале. Вот вроде бы на устройство всего этого и ремонты в подвалах домов и ушли выделенные средства. Но как вы понимаете треть средств, как минимум, были украдены. И поэтому вы порой можете увидеть в канале плывущий натур продукт...
Кстати, если вы думаете что в вашем городе все устроено совершенно иначе, то вы глубоко заблуждаетесь. Единственная разница это то, что в Венеции каналы открыты вашему взору и попадающее туда содержимое прошло ту или иную очистку в каждом доме,(либо и не прошло), а то что течет в принципе в таких же канализационных каналах выложенных кирпичом или трубами большого диаметра в вашем городе скрыто от всеобщего обозрения и очищается на крупных очистных станциях, а потом сбрасывается в водоемы из которых берется водичка для вашего питья.
Сейчас периферию и острова оснастили центральной канализацией.
Рассказы об ужасном запахе в Венеции сильно преувеличены. Обычно легкий запах застоявшейся морской воды, но во время сильных отливов происходящих ночью возможно ощутить более неприятный запах...
Очень хорошо очищаются каналы после регулярных наводнений...