Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины
на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Бесконечно разнообразны виды швов:
для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;
для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,
мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).
Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);
использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету…
Ажурная вышивка (ришелье)
Вид вышивания, при котором основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, после чего ткань вокруг узора вырезается. Возникла вышивка в эпоху Возрождения, в XIV веке, в Италии. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. Особенно любил этот вид вышивки кардинал Ришелье, по имени которого она и получила свое название. В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье».
Ассизи (от ит. assisi)
В вышивке крестом рисунок получается путем вышивания узора по канве. Оказывается, существует и противоположный способ работы, своеобразный негатив, называемый сейчас ассизской техникой вышивки или, для краткости, вышивка ассизи, а то и совсем просто — ассизи (assisi). Техника вышивания, в которой зашивают фон, а узор получается из незаполненных участков. Своим названием эта техника обязана местечку Ассизи в Италии, где родился святой Франциск, который, согласно легенде, привез образец арабской вышивки из Крестовых походов, на основе которого итальянские мастерицы разработали свой уникальный стиль вышивки — ассизи.
Багет
Гладкая или профилированная планка, предназначенная для изготовления рам к вышитым картинам и др. Иногда так называют уже готовые рамки и другую фурнитуру для оформления картин.
Бискорню
(от фр. biscornu - изогнутый), «кривулька»
Вышитое или расшитое бисером миниатюрное объемное изделие из двух квадратов канвы, повернутых относительно друг друга на 90 градусов и сшитых по периметру и в центре. Обычно используется в качестве аксессуара (игольница, подвеска, кулон).
Блэкворк
(от англ. blackwork — чёрная вышивка)
Счетная вышивка, выполняемая нитями одного цвета по контрастной основе. В чёрной вышивке чаще всего используется стежок «назад иголку», а также стежок Гольбейна — «двойной намёточный». Иногда, Гольбейном называют и сам стиль чёрной вышивки.
Бэкстич
(от англ. backstitch — шов «назад иголку»)
Шов используется для обозначения границ в вышивке, окантовки. Однако так часто называется и стиль вышивки с использованием этого шва.
Владимирский шов или чаще Владимирские швы.
Односторонний декоративный шов, разновидность глади. Контур этого шва не обшивается. Обычно вышивается красным цветом в сочетании с другими — черным, синим. Стежки располагаются на одной линии контура на небольшом расстоянии: они как бы западают, что придает вышивке своеобразную красоту.
Вышивка крестом (крестиком).
Техника вышивания, при которой выполняются два перекрещивающихся диагональных стежка. Порядок выполнения швов: нижний стежок выполняйте из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок - из нижнего правого угла в левый верхний. Для ряда крестиков одного цвета сначала выполняйте нижний ряд в одном направлении (полукрест), потом верхний - в обратном порядке (полный крест). Все верхние стежки должны смотреть в одну сторону. Если крестики одного цвета расположены недалеко друг от друга (не более 3 см), то рабочую нитку не отрезают, а делают протяжки с изнаночной стороны., т. е. от одного крестика до другого нитку закрепляют(продевают) под стежками.
Вышивка лентами.
Вид вышивания, в котором вместо ниток мулине Gamma используются тонкие отрезы шёлковой или искусственной ленты. Специальные стежки и сама фактура материалов позволяет создавать объёмные фигуры. Чаще всего в вышивке лентами выполняются цветочные мотивы.
Гладь.
Вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими полностью или частично узор по переведенному на ткань свободному контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью — тонкая и плотная, хлопчатобумажная, шелковая, с любым переплетением нитей. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая, или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная. Гладь выполняется на пяльцах по плотно натянутой ткани, в противном случае рисунок
Гладь вприкреп.
Разновидность глади, которая используется для быстрого заполнения деталей большой площади одним цветом.
Гладь с настилом.
Двусторонняя гладь, которая выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, для предания вышивке объёма, выпуклости. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.
Гладьевой валик.
Ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.
Гобелен (от фр. gobelin).
Стенной безворсовый ковёр, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. Сегодня гобеленами называют не только ковры и ткани, но и большие вышитые картины.
Гобеленовый стежок.
Стежок, которым обычно вышивают большие работы — картины, ковры. Стежок очень простой и выглядит как обычный полукрест. Но в технике выполнения стежков есть принципиальные различия, что позволяет картинам, вышитым гобеленовым стежком, не перекашиваться.
Гольбейн.
Двойной намёточный стежок. Очень часто используется в технике вышивания блэкворк (blackwork), которую иногда так и называют — гольбейн. Манжеты и кружева, выполненные в этой технике, можно увидеть на портретах художника Ганса Гольбейна Младшего, в честь которого шов и получил своё название.
Иглы для вышивания.
Иглы для вышивания делятся на два типа: с острым и тупым концом. Для вышивания на плотной ткани используется первый тип игл. Для вышивки по канве или ткани равномерного плетения, в которых не нужно прокалывать дырочки, используют иглы с тупым концом. Для того чтобы было удобно продевать нитки мулине, вышивальные иглы делаются с длинным ушком. Игла по диаметру должна соотноситься с толщиной дырочек в канве.
Канва.
Сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Вырабатывается полотняным или перевивочным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания.
Канитель (от фр. cannetille).
Тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить в виде винтовой спирали. В современных нарядных тканях чаще всего используют плоские разрезные нити из алюминиевой фольги, например люрекс. Сюда же можно отнести и понятие Металлик.
Металлизированные нитки для вышивания и рукоделия, придают вышивке особую красоту и выразительность.
Карта цветов мулине.
Таблица в которой нитки мулине представлены названием, цветовой картинкой и определённым номером. Существуют сводные таблицы мулине, в которых сведены номера, закреплённые за каждым цветом разными производителями.
Каунт (от англ. count — номер).
Цифры после названия канвы, показывающие количество «квадратиков» или нитей на один дюйм (2.54 см). Чтобы понять, сколько «квадратиков» или нитей будет в 10 см, нужно номер канвы разделить на 2.54 и умножить на 10. Чем больше номер канвы, тем мельче клеточки, и тем плотнее сам материал.
Ковровая техника вышивания крючком.
Вышивка на виниловой канве, которая выполняется специальным крючком. С его помощью через переплетения канвы протягиваются отрезы шерстяной или акриловой пряжи и завязываются в узелки.
Лонгстич (от англ. longstitch — длинный стежок).
Это название носят и отдельные стежки и техника вышивания. Лонг стич (long stitch) — стежок, который используется на ряду с бэкстичем для оформления вышивки, обводки контуров. Техника лонгстич — это разновидность счётной глади. Выполняется на канве или ткани равномерного переплетения по нанесённому контуру рисунка. Внутри контура ткань равномерно заполняется длинными стежками вертикального или горизонтального направления.
Меланж.
Нить, в которой цвет плавно перетекает из одного в другой. При окрасе нити цвет используется только один, но по всей длине варьируется его интенсивность, от светлого к тёмному. Иногда так называют и изделия, выполненные такими нитками или пряжей.
Мережка.
Сквозная узорчатая прошивка на ткани, сделанная посредством выдергивания поперечных ниток. Она выполняется нитями в тон ткани по продернутым нитям и позволяет получить восхитительные ажурные дорожки разной ширины и формы.
Мулине (от фр. moulinet).
Появились они благодаря компании DMC, которая в конце XIX века запатентовала новый вид хлопковых, не линяющих ниток для вышивания, дав им название мулине. Позднее и другие компании стали называть нити для вышивания именно этим термином.
Несчётный крест.
Техника вышивания по контурам, заранее нанесённым на ткань.
Пасма.
Пучок из шести ниточек мулине. Пасма однако может быть и из ниток Ириса или шерстяная.
Паспарту (фр. passe-partout).
Изначально кусок картона или бумаги с вырезанным в его средине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, род рамки, в которую вставляют вышивку.
Петельный шов.
В основе петельных швов лежит простая цепочка. Ее можно выполнять с различными вариациями толстой или тонкой нитью. Все швы этой группы состоят из петель, закрепленных короткими стежками. Их используют как для вышивки контуров, так и для заполнения внутренней части узора. При заполнении внутреннего пространства вышивают ряды цепочек в одинаковом направлении.
Печатный крест.
Техника вышивания по рисунку, полностью напечатанному крестиками на ткани.
Плоская гладь.
Разновидность двухсторонней глади, при которой стежки плотно укладываются друг к другу.
Полукрест.
Техника вышивания, которая используется как самостоятельный шов для заполнения фона, для создания пространства в картине, для обозначения тени предмета.
Прорезная гладь.
Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Часто называется также ажурной вышивкой или техникой»ришелье».
Пяльцы.
Инструмент для рукоделия в форме рамы или на подставке, на который туго натянута ткань для вышивания.
Страмин.
Наиболее крупная (27 клеток на 10 см), сетчатая, жесткая канва которую используют для вышивания гобеленов, ковров, подушек и т.п.
Схема для вышивания.
Разбитое на цветные или символьные квадратики изображение, по которому выполняется вышивка. Обычно в наборы для вышивания входит цветная или черно-белая схема, отдельно печатается схема со стежками бэкстич. Иногда схема может наноситься сразу на канву. Схемы входят в наборы для вышивания, а также могут продаваться отдельно.
Счётный крест.
Вышивка по канве или ткани равномерного переплетения без нанесённого рисунка.
Теневая гладь
Разновидность глади. Выполняют ее косой или прямой гладью с «настилом» или без него нитками одного цвета, но нескольких тонов (2-3, от светлого тона до темного). В одноцветной теневой глади цветовой эффект образуется за счет разного направления стежков и различного отражения света от вышитой поверхности. Для теневой глади лучше использовать блестящие шёлковые нитки или мулине. Натяжение ниток не тугое, верхней нитки слабее нижней, чтобы на лицевой стороне изделия не было видно следов нижней нитки.
Удаляемая канва (накладная канва).
Канва, с помощью которой можно перенести узоры крестиком на ткань, не предназначенную для таких вышивок, например на блузку, рубашку, занавески, скатерти, украсить детскую одежду или любимые джинсы. Удаляемая канва накладывается на ткань, а по завершении вышивки нити канвы выдёргиваются или растворяются.
Французский узелок.
Стежок, которым вышивают уже по готовой работе мелкие детали. Например, узелками можно вышить середину цветов, создавая тем самым эффект тычинок. Величина узелка зависит от количества витков нитки или ленты вокруг иголки.
1. 2. 3.
Хардангер (hardanger)..
Техника вышивки хардангер (названа по имени фьорда на севере Норвегии) - современный вариант старинной скандинавской техники строчевой вышивки. История возникновения данного рода вышивки до сих пор неясна. Но вероятно, что вышивка Хардангер создавалась как имитация кружева, которое было популярно в 1600-ых и 1700-ых в Европе. Так же Хардангер — ткань для вышивания. см. Hardanger.
Шов «вперёд иголку».
Шов выполняется стежками разной длины справа налево. Длина стежков, частота и расстояние между ними зависят от назначения шва.
Aida.
Самый распространённый тип канвы, который был изобретён известной фирмой Zweigart в начале ХХ века. Благодаря своей специальной технике переплетения 4 на 4 нити эта ткань образует четкие квадраты, что очень удобно при вышивке крестом. Обычно канва Aida маркируется цифрами: 8, 11, 14, 16, 18, 20. Эти цифры (каунты) означают количество клеток на 1 дюйм (2,54 см).
Davosa 18
100% хлопоковая канва с 18 нитями на дюйм или 71 клеткой на 10 см. Это мягкая ткань высокого качества с особым плетением — пересекающиеся нити не жестко переплетены между собой. Игла без усилия проходит через промежутки между нитями. Ее чаще всего используют для вышивки скатертей, салфеток, дорожек.
Evenweave
(от англ. weave — переплетение нитей в ткани, even — однородный, равномерный).
Ткани равномерного переплетения, используемые в качестве основы для вышивания. К ним относятся Linda (100% хлопок), Lugana (52% хлопок и 48% вискоза). В отличие от канвы Aida Gamma K04, ткани равномерного переплетения не имеют четко выраженных «квадратиков», из-за чего вышивать на них труднее, приходится в процессе работы отсчитывать нити. Но результат вышивания получается гораздо лучше, так как незаполненная крестиками часть работы представляет собой равномерное полотно, без видимых квадратов и дырочек. На ткани равномерного переплетения крестиком обычно вышивают через 2 нити (для одного крестика отсчитывают 2 нити по горизонтали и 2 по вертикали), в этом случае количество крестиков будет в два раза меньше, чем количество нитей. Например, для канвы Linda 27 количество крестиков в 10 см будет 53.
Hardanger.
Хлопковое плотное на ощупь полотно с переплетением 2х2 нити, плотностью 87 клеток на 10 см. Между собой нити не переплетаются, поэтому нет четко выраженных квадратов, поэтому вышивать крестиком не очень удобно, рекомендуется использовать для вышивки счетной гладью, техникой блэкворк (blackwork), и т.д.
Linda 27
100% хлопоковая канва с 27 нитями на дюйм. Легкая ткань с равномерным переплетением нитей. Используется для шитья одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, так как у неё легко обрабатываются края, она хорошо драпируется. Но в отличие от канвы Aida, где квадратик не делим, Linda позволяет выполнять вместо одного крестика два узких крестика в горизонтальном или вертикальном направлении.
Lugana 25
Смешанная хлопковая ткань (52% хлопок и 48% искусственный шелк) 25 нитей на дюйм. Одна из самых популярных тканей от Zweigart. Изящная ткань для скатертей подушек и других декоративных изделий. Отлично подходит для вышивки крестом.
Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!
Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.
Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.
Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.
Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.
Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.
Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.
К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).
Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.
Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).
Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.
Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.
Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.
«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.
А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂
А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!
Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.
Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.
А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…
По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:
Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.
Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!
На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.
Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.
Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!
Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.
Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.
1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!
Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!
2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.
В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.
3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.
4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.
5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.
Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!
Искусство вышивки является самым древним рукоделием на нашей планете. Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, принадлежат китайским мастерицам. Огромное распространение получила вышивка во Франции . Перечислить все виды вышивки просто невозможно, но мы собрали информацию о том, какие бывают техники выполнения ручных работ и чем они различаются.
Виды вышивок на ткани
На разных тканях можно выполнять разные виды вышивок. Чаще всего для работы с тканью используют:
- вышивку крестом;
- вышивку гладью;
- вышивку лентами;
- вышивку бисером или пайетками;
- вышивку стразами.
При использовании рукодельницы используют канву – она расчерчена по клеточкам, что делает перенос схемы удобным. Опытные мастерицы вполне могут выполнять такую —вышивку на одежде—, льняных скатертях или салфетках.
—Схемы— для вышивки гладью хорошо ложатся на хлопчатобумажные и шелковые полотна. Начинающие мастерицы часто и другие цветы на канве, позже переходя на хлопок и бархат. —Вышивка бисером— по схемам легко выполняется на той же канве, но намного лучше смотрится на льне и хлопке. Используя технику , можно создавать настоящие шедевры из страз, бисера и пайеток на газе или фатине, вышивать уникальные броши на фетре.
Каждый вид вышивки при качественном выполнении работы поражает своей красотой, изысканностью и заслуживает отдельного внимания.
Виды вышивки гладью
Техника глади позволяет передавать плавные переходы оттенков и фактуру изображения. Красота и реалистичность такой вышивки достигается использованием разных видов стежков и строчек:
- Плоская гладь
. Вышивка выходит двухсторонней. Для ее выполнения нужно последовательно прошить параллельные стежки по всей длине контура.
- Гладь с настилом.
Используется для придания гладкой вышивке объема. Сначала толстой ниткой выполняется настил, затем он перекрывается при помощи рабочей нити стежками, расположенными поперек стежков настила.
- Художественная гладь
. Используется для максимально реалистичной передачи перехода одного цвета к другому. Стежки выполняются разной длины, с частичным нахлестом на предыдущий ряд.
- Белая гладь.
Выполняется она белыми тонкими нитками. Стежки делают небольшими, одинаковыми, плотно прилегающими друг к другу, соблюдая одинаковое направление.
- Атласная гладь
. Стежки прошивают плотно один к другому, заходя друг за дружку.
- Русская гладь
. Работа выполняется стежками длиной в 5-7 мм, оставляя небольшие пропуски между нитями. При обратном ходе пропуски закрываются.
- Китайская гладь
. Её отличие от художественной глади состоит в том, что китайские мастерицы придерживаются четких границ между разными цветами.
Хорошая картина, выполненная гладью, включает в себя сразу несколько техник . Это позволяет придавать вышивке акценты и сохранять реалистичность изображения.
Виды вышивки крестом
Эта вышивка требует внимательности и усидчивости. Крестики всегда выполняются в одном направлении.
В стандартных есть инструкция с описанием тех видов стежков, что используются в работе. Мы собрали все возможные виды крестиков:
В сложных схемах вышивки крестом для опытных мастериц встречаются все виды крестиков, такие картины получаются произведениями искусства.
Виды вышивки нитками мулине
Нитки мулине – универсальные нити. Они идеально подходят для вышивки гладью и крестиком, иногда их используют в вышивке бисером. Удобство этих нитей в том, что в одной пряди заключено сразу 6 или 8 тонких блестящих ниток, и вы можете сформировать нужную толщину нитки, просто разделив общую прядь.
Мы перечислим виды вышивок, которые можно сделать только вручную :
- вышивка бисером;
- —вышивка рококо—;
- вышивка лентами;
- люневильская вышивка;
- алмазная вышивка.
Покорила гладь и крестик, но на настоящее искусство она пока не способна. в единую картину может собрать только рукодельница. позволяют создавать неповторимые работы, но собрать мозаику из тысяч кристаллов можно только вручную. Древнее французское искусство – тоже исключительно ручной труд, требующий внимания и сноровки.
Алмазная, ленточная, люневильская и вышивка рококо относятся к —объемным— видам вышивки, и справиться с тонкостями передачи линий и форм могут только руки мастерицы.
Среди прочих следует выделить —русскую народную вышивку—. Российские умелицы создали немало техник и видов швов, позволяющих оформлять замысловатыми орнаментами любые вещи.
Среди разных видов русской народной вышивки по происхождению различают:
- Городскую . Барышни из города использовали европейские узоры, стилизуя их на свой манер.
- Крестьянскую . Использует в основном растительные мотивы и рисунки животных.
Также русскую вышивку разделяют по территории:
- Северная полоса . Среди Архангельской, Новгородской, Ивановской и прочих областей этой территории особенно выделяют Владимирскую вышивку.
- Среднерусская полоса . Центром этой области являлась Москва. В русской вышивке даже есть Московский шов, используемый для отделки особенно тонких тканей.
В русской вышивке преобладают цветочные и геометрические орнаменты со старославянской символикой.
Вышивка бисером отличается по швам , которые используют для прикрепления бисеринки к полотну:
- Простой стежок. Его используют для прикрепления одной бусины или двух бусин разного размера. Для объемных картин для такого «столбика» могут использоваться до 5 небольших бисеринок.
- «Вперед иголка» . Этот шов многие знают еще со школы, он обеспечивает надежное крепление бисеринки к полотну.
- Строчный шов. Очень похож на предыдущий, но так бусины можно будет выровнять натяжением нити.
- Стебельчатые швы. Используются для жесткой фиксации бусин на полотне, подходит для изготовления брошей.
- «Назад иголка» . Похож на «вперед иголку», но позволяет за раз прикрепить до 4 бусин. Бисеринки закрепляются достаточно свободно.
- Бисеринки нанизываются на нить, и потом эта нить другой ниткой с иголкой пришивается к полотну через 2-3 бусинки.
Виды художественной вышивки
Позволяет «рисовать» разные виды орнаментов и картинок по пластиковой канве, создавая настоящие сувениры.
Особенности вышивки
Каждый вид вышивки по-своему хорош. Вышивка крестом и гладью – это классика рукоделия, такие принты отлично смотрятся на деталях гардероба, просты в уходе. Бисерные вышивки часто украшают сумочки, чехлы и блузы, но уход за такими вещами нужен особенный. Объемные вышивки трудно поддаются стиркам, но такую красоту сложно игнорировать. При помощи алмазной вышивки можно создавать настоящие 3D-картины, радующие глаз и поражающие своей реалистичностью.
Виды вышивок:
- Вышивка крестом
- Вышивка гладью
- Вышивка лентами
- Вышивка бисером
- Изонить
- Вышивка Синель
- Вышивка «Хардангер»
- Вышивка в ковровой технике
- Блекворк
Из всего выше перечисленного лично я пробовала и вышивала всего 4 вида вышивок: крестом, бисером, гладью (скажу честно не очень) и изонить. Но увидев какую красоту творят рукодельницы всего мира, используя другие техники вышивок, я решила - все, хватит ограничиваться своими умениями и навыками и пора уже пуститься во все тяжкие и научиться чему то новому и для меня совершенно не испробованному! :)
Расскажу Вам немного о каждой технике вышивания.
Вышивка крестом
Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. От того на сколько точно вы выполняете требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть Ваша работа.Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик "звездочка" и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки.
Вышивка простым крестиком (им я и вышиваю)
Для удобства лучше всего натянуть работу на специальную рамку для вышивания - пяльцы.Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении), для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой.
Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками.
Удлиненный крестик
Выполняются ряды из удлиненных крестиков в два приема, начиная справа сверху: выведите иглу на лицевую сторону в точку 1 и введите ее в точку 2. Повторяйте вышивку, двигаясь влево.Дойдя до конца ряда, выведите иглу на лицевую сторону в точку 3 и введите ее в точку 4, пересекая первый стежок. Повторяйте вышивку, двигаясь вправо.
Удлиненный крестик со строчкой
Начинаем справа сверху: Выведите иглу на лицевую сторону в точку 1и введите в точку 2, затем в точки 3 и 4, потом выведите в точке 5и введите в точку 6 , выполнив стежок швом "назад иголка" в середине креста. Подведите иглу с изнаночной стороныпод точку 3, чтобы начать следущий крест слева.Вышивка прямым крестом
Верхний ряд вышивки выполняется слева направо: Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и введите в точку 2, затем выведите в точке 3 и введите в точку 4 После подведите иглу с изнаночной стороны вышивки под точку 5, чтобы начать следущий элемент вправо.Чередующиеся крестики
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, придерживаясь ее, вышивайте маленькие крестики под удлиненными и наоборот.Шитье двойным крестом
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, чередуя в первом ряду большой и маленький крестики. На обратном пути, справа налево, вышивайте только маленькие.Шов звездочка.
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя косой крестик поверх стежков вертикального креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясь справа налево.Шов левиафан.
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя прямой крестик поверх стежков большого косого креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясьсправа налево.Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях.
Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, не высокая, плоской гладью.
Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях(маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью,надо познакомиться с некоторыми самыми необходимымии приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом"вперед иглу" и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом "вперед иглу", затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежкамиза контур в направлении, противоположном стежкам настила.
Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок.Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям.На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.
Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.
Существует много видов глади: плотная белая с настилом (бельевая), легкая без настила, прорезная, теневая, атласная и другие. Чаще всего гладь используется для выполнения рисунков растительного характера. Белая гладь с настилом (бельевая). Этот вид глади применяют для вышивки на тонких тканях — батисте, крепдешине, тонком льне. Нитки берут мягкие и желательно блестящие — мулине, шелк. При выполнении гладьевых вышивок часто используют дополнительные виды шитья: мережки, «узелки», подкладной шов, «россыпь» и т. д. Рассмотрим наиболее распространенные приемы бельевой глади. В любом из этих приемов вначале на ткань переводится рисунок.
«Пышечка» Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил и вышивается гладь.
«Дырочки» Штопальной иглой прокалывается центр кружочка. Край обметывается катушечной ниткой.
«Цветочек» Сначала делается «дырочка», затем цветок по контуру обшивается швом «вперед иголку». Делается настил, и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу.
«Узелки» Рисунок обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его на ткани.
«Россыпь» Как и в предыдущем способе, вначале обшивается контур рисунка. Затем вся форма заполняется мелкими стежками шва «назад иголку». Начинают заполнять от краев, параллельно очертаниям.
«Листик» Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху делают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в направлении, противоположном настилу.
«Листик в раскол» Название «раскол» обозначает, что листик делится на две части. Начинают выполнять листик как обычно: сначала наметывают край, затем делают настил. На месте раскола листика выполняют два параллельных стежка. Сперва заполняют целую часть листика. Далее, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, делая проколы между параллельными стежками, а когда одна сторона будет вышита, переходят ко второй.
Подкладной шов, или «восьмерки» Мелкими стежками «назад иголку» выполняется рисунок по контуру. Но, сделав один стежок, рабочую нить перекидывают на изнанке к другому краю, чтобы, получив там такой же стежок, вернуться назад для выполнения второго стежка рядом с первым. На изнаночной стороне получается частый переплет в виде «восьмерок». Места вышивки, выполненные подкладным швом, выделяются на просвети хорошо смотрятся на полупрозрачных тканях.
Гладьевой валик . Представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Для выполнения прямого валика с вертикальными стежками на лицевой стороне и слегка скошенными на изнаночной, выдергивают на ткани две горизонтальные нити на расстоянии 0,5 см одна от другой. Вдоль будущего ряда прошивают несколько стежков, чтобы закрепить нитку. Первый стежок по лицевой стороне выполняют строго вертикально. Укладывают все последующие стежки на расстоянии в одну нйтв ткани друг от друга параллельно первому стежку) Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.
Атласная гладь. Для выполнения этого вида глади используют шелк или мулине. Рекомендуется вдевать в иглу только одну нитку — чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами. Каждый новый стежок выполняют, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, чуть отступив назад, под нитку предыдущего стежка. Направление стежков должно подчеркивать форму вышиваемого предмета. Например, вышивая листик или лепесток, стежки направляют по жилкам. Когда на вышиваемой форме начинается закругленная часть, то число стежков увеличивают по линии изгиба, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти дополнительные стежки выполняют по краю, возвращаясь назад от середины формы к внешнему краю. При правильно выполненной вышивке на лицевой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на изнаночной — хаотично расположенные маленькие стежки.
Художественная цветная гладь. Выполняется цветными блестящими нитками. Наиболее эффектный вариант вышивки художественной гладью — шелком. Отличие ее от белой глади в том, что стежки делаются не прямые, а косые. Эта вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской (двусторонней) гладью. Если вышиваемая форма большого размера, то не следует делать слишком длинных стежков. Лучше смотрятся короткие стежки, выполненные сначала одним цветом, а затем другим, более светлым или темным, в зависимости от рисунка. Для того чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому, иглу рекомендуется вкалывать между стежками, а не в сделанный ранее стежок.
Прорезная гладь. Для ее выполнения контур рисунка сначала обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы (к примеру, листика) делают надрез и обшивают следующим образом: выводят иглу с изнанки и с разреза и вкалывают ее с лицевой стороны в ткань. Получается узкий шов «закрутка».
Русская гладь. Выполняется стежками величиной от 5 до 7 мм по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2—3 нити между ними. Стежки должны плотно прилегать друг к другу.
Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)
Ришелье - одна из самых изысканных и вместе с тем очень простых в исполнении видов вышивки.
Ришелье отличается от других видов гладьевой вышивки, прежде всего, своей ажурностью, большим количеством прорезей, заполненных соединяющими столбиками, «бридами», и тонкими нитями, «паутинками». Контуры рисунков обшиты петельным швом. Узоры украшаются различными гладьевыми и другими украшающими швами.Настилаем по рисунку мелкими стежками швом «вперед иголку» в две линии весь контур. Затем крупными стежками делаем настил для гладьевых деталей узора. Кружки – из той же основной ткани, обшитые узким петельным швом. Петельный шов должен быть повсюду петлями к внешней стороне (краю). На плотных местах, не подлежащих вырезыванию, делаем дополнительные узоры: жилки листов стебельчатым швом, складки лепестков – узким петельным, крупные складки листов и т.п. – гладьевыми настилами, фестонами и другими украшающими швами. «Паутинки» и «бриды» выполняются до вырезывания отверстий, которое выполняется по окончании работы, после стирки, подкрахмаливания и отглаживания работы с обеих сторон. Эта часть работы требует особой осторожности и хорошего освещения. Надо тонкими ножницами вырезать ткань так, чтобы не повредить петельный шов у краев, не подрезать паутинки и в то же время не оставить торчащих ниток ткани.
Ришелье используют при создании скатертей, постельного белья, салфеток, отделки одежды и т.д.
Исполненная на тонкой ткани тонкими нитками и мелким узором вышивка
ришелье, комбинированная с английской гладью, сеточками и вставками из
русских кружевных мотивов, служит красивой отделкой для блузок.
Вышивку ришелье можно исполнять на любой ткани какого угодно цвета: на полотне, холсте, парусине, тонком батисте и т.д.
Весь контур узора сначала прометывают короткими стежками швом вперед
иголку. Иногда его прометывают 2-3 раза; вышивка при этом получается
рельефнее, и нитки крепче держат ткань после вырезания. При этой работе
узелков делать нельзя и нитку надо закреплять, проводя ее вдоль контура
рисунка.
Лучшим материалом для вышивания лентами заслуженно считаются ленты из натурального шелка. Удивительная мягкость и шелковистость, с одной стороны, и возможность получать любые оттенки цвета с помощью как фабричного, так и ручного окрашивания - с другой, выделяют этот материал среди невероятного разнообразия синтетических заменителей, представленных в магазинах для шитья и рукоделия. Однако натуральные шелковые ленты довольно дороги и в связи с этим редко встречаются у нас в продаже. Но не отчаивайтесь: синтетические ленты тоже неплохо подходят для вышивки, особенно если их предварительно постирать в теплой воде с мягким моющим средством. Подбирая одноцветные ленты с атласной и матовой фактурами, не проходите мимо нарядной тесьмы из органзы и других материалов - она поможет разнообразить ваши работы и добиваться удивительных декоративных эффектов.
Ленты для вышивки бывают разной ширины - от 3 до 12 мм. Более тонкие ленты легче провести сквозь ткань, поэтому они чаще используются в собственно вышивальной технике. Из широкой ленты делают красивые накладные элементы - цветы, банты, которые пришивают к работе незаметными стежками, используя тонкие нитки в тон ленты. Сочетая ленту с традиционными вышивальными нитками, можно получить весьма оригинальную вышивку. Для работы лучше использовать ленты и тесьму длиной не более 50 см, чтобы они не скручивались. Если это все же произошло, достаточно опустить иглу вниз перпендикулярно полу, и лента сама раскрутится. В качестве основы для вышивки лентой можно использовать самые разнообразные ткани из хлопка (рогожка, батист, муслин, сатин, плис), льна (холстина, полотно), шелка (шифон, тюль, чесуча), шерсти (креп, твид, джерси). Для освоения техники можно использовать обычную канву «Aida» и ткани равномерного переплетения из хлопка и льна, главное, чтобы ткань была достаточно прочной и эластичной, чтобы через нее легко проходила лента. Используйте не только гладкокрашенные, но и набивные ткани: их рисунок может подсказать вашему воображению тему и сюжет вышивки. Однотонные ткани, как, впрочем, и ленты, можно окрасить в домашних условиях, использовав для этого специальные акриловые краски, которые закрепляются проглаживанием утюгом (если вышитую работу будут стирать), или обычную акварель - для вышитых картин, которые будут экспонироваться в рамке под стеклом. Успех вашей работы во многом зависит от швейной иглы. Если вы вышиваете по ткани с редким переплетением нити или трикотажу, используйте гобеленовые иглы, у которых притуплённый кончик. В других случаях лучше подходят иглы типа «синель» с острым кончиком и длинным ушком, удобным для вдевания лент разной ширины. Начинающим (и не только) рукодельницам особенно пригодятся пяльцы или специальные рамки для натягивания основы под вышивку. Сквозь туго натянутую ткань легче проходит игла с лентой, а работа не деформируется и не мнется, поэтому по окончании работы вам останется просто отутюжить края вышивки, на всякий случай - с изнаночной стороны.
Вышивка золотом (золотыми нитями)
Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники - это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной. Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.
В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и
небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах
народного творчества. С расширением связей между отдельными районами
местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение
отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались
образцы вышивки с характерными национальными чертами.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень
многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои,
только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые
решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные
группы: северную и среднерусскою полосы.
Вышивка бисером
Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер, как материал имеет неограниченные цветовые возможности, он дешев и поэтому доступен каждому. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.
Изонить
Изонить или по-другому изображение нитью, нитяная графика - это создание изображения нитью на твердой основе, бумаге, картоне, cd-дисках. Техника изонити достаточно проста и ей обучают в детских кружках для развития разносторонних качеств у детей. Изонитью также можно заниматься в домашних условиях, создавая оригинальные открытки для друзей и знакомых, украшая свою квартиру своими поделками.
Вышивка Синель
Вышивка синелью СИНЕ́ЛЬ (от франц. chenille — "гусеница"; лат. canicula — "гусеница, собачка", под влиянием слова "синий") — ворсовыйили бархатный шнур для вышивки, рукоделия. С 1830-х гг. такие шнурки, напоминающие мохнатую гусеницу, использовали в монастырском и светском женском рукоделии. Синелью отделывали края домотканых изделий: делаликант, бахрому, кисти. Причем часто возникала контаминация (соединение) двух значений: декоративный шнур и сирень,сиреневый цвет. Синелью называли также узорную вышивку ворсистыми шёлковыми нитями.
Вышивка «хардангер»
Вышивка «хардангер» — это старинная скандинавская техника ручной вышивки. Названная так в честь города на юго-западном побережье Норвегии, техника, тем не менее, зародилась на Ближнем Востоке, а к XVII веку переместилась в Европу и далее на север. Благодаря такому путешествию теперь у техники «хардангер» многочисленная «родня»: кипрская лефкаритика, итальянская punto antico и reticella, русское шитье по решетке...
Некоторые традиционные для хардангера элементы (квадрат, прямоугольник,
крест) специалисты относят к ассирийским и египетским традициям, а
знаменитую восьмиконечную звезду — и вовсе к индийской вышивке.
Традиционно вышивка «хардангер» была элементом одежды и фигурировала в
норвежском национальном и свадебном костюме bunad как вышивка на
фартуке. Чуть позже, в XIX столетии, техника начинает использоваться и в
украшении домашнего текстиля.
Стиль «хардангер» относится к счетным типам вышивки и в чем-то близок
более привычным для нас мережкам. Но если мережка — это скорее
«краевой», окантовочный прием вышивки, то «хардангером» можно заполнить
все пространство ткани и получить восхитительно красивые узоры. Довольно
часто технику «хардангер» называют счетной гладью, и это название как
нельзя лучше отражает суть техники, ведь в основе ее лежат гладьевые
стежки, но строго упорядоченные по длине и количеству. «Хардангером»
вышивают на тканях равномерного переплетения (таких, в которых на 1 см
приходится одинаковое количество долевых и поперечных нитей). Это
непременное условие, ведь основным элементом узоров в технике
«хардангер» является квадратный блок 4х4 нити.
Вышивка в ковровой технике
Вышивка в ковровой технике - также эта техника известна как техника Punch Needle (продергивание нити)или Ковроткачество - один из самых древних видов рукоделия, известный в Европе и странах Востока с периода раннего средневековья. Когда-то ковры использовались для защиты от холода, ими завешивали каменные сырые стены замков, стелили на холодные каменные полы. На Востоке и в Средней Азии, где ковроткачество достигло наивысшего уровня мастерства, мягкие пушистые ковры использовали для сидения, на них спали, возлежали во время трапезы, словом, они были неотъемлемой частью восточного убранства. Именно в странах Ближнего Востока и Средней Азии для изготовления ковров применялось узелковое ворсовое ткачество, с помощью которого создавались толстые пушистые и мягкие полотна.
В Европейских странах большее распространение получило гобеленовое
ткачество. Тонкие тканые гобелены, изображающие жанровые сцены и сложные
орнаментальные композиции, украшали стены замков и дворцов знатных
вельмож. Изящные гобелены не только ткали на специальных станках, но и
вышивали различными швами, создавая настоящие вышитые картины
необыкновенной красоты. Мастерицы использовали различные виды швов для
вышивания ковров. Самыми популярными, и сейчас широко применяемыми для
вышивки, являются крест и полукрест, косой и прямой гобеленовый шов,
болгарский крест, тамбурный шов и некоторые другие. Вышивка ковров этими
популярными швами выполняется на крупной канве или толстой
хлопчатобумажной ткани с крупным прямым переплетением долевых и
поперечных нитей, образующих ярко выраженную сетку. Техника вышивания
ковров перечисленными выше швами и сами швы называются счетными, когда
необходимо высчитывать количество цветных стежков, наносимых на канву, в
соответствии с количеством клеточек на цветной схеме коврового узора.
Современные мастерицы широко используют счетные техники для вышивания
ковров и гобеленов. С течение времени меняются мотивы и орнаменты для
вышивания, каждый новый век привносит свои сюжеты и узоры для создания
ковров, но техника счетной вышивки остается неизменной, и в этом
заключается ее безусловная ценность.
Блекворк
Блекворк (blackwork, Черное шитье) - Свое название этот вид рукоделия получил за то, что изначально работы выполнялись черными нитками по белоснежной ткани. Затем вышивальщицы стали вышивать красными (scarletwork), зелеными (greenwork) и другими нитями. Постепенно все эти виды вышивки, в не зависимости от цвета ниток стали именовать BlackWork. Сейчас мастерицы вышивают цветными нитками на белом фоне, реже встречаются работы на цветной ткани.
Стежки, используемые в технике блэкворк, называют «гольбейн», он похож на стежок «вперед иголку», вышивать им гораздо проще чем счетным крестом. Отличительной особенностью его является то, что он одинаково выглядит с обеих сторон полотна.
Вот это да! Сама не подозревала, что видов вышивок так много и все они поражают своей красотой и неповторимостью! А как они Вам? Не желаете ли попробовать какие-нибудь из них на собственном опыте? А может быть поучимся этому вместе?
Статью для Вас подготовила Ёлка.
Спасибо большое, что дочитали статью до конца!
Красивая вышивка крестиком: особенности выбора материалов. Чтобы вышить красивый рисунок крестиком необходимо не только подобрать наиболее подходящую схему, но также позаботиться о правильной комплектации основных материалов.
А именно:
Нитки для вышивок продаются специальными наборами, поэтому не составит труда подобрать нужные цвета.
Что касается ткани для будущего изделия, следует отдать предпочтение хлопчатобумажному или же льняному материалу. Опытные рукодельницы советуют определиться с тканью, еще до выбора схемы.
Вы можете также посмотреть:
Вышивать крестом довольно просто,
главное вооружиться необходимыми материалами и обучиться технике.
Вышивание крестиком является счетной техникой, поэтому нужно внимательно относиться к работе со стежками. Рекомендуется использовать лупу.
Более плотные ткани прекрасно подходят для создания картин или же рушников, а при помощи тонкого материала удается красиво вышить сорочки, а также платочки.
Основные виды стежков для вышивки крестиком
Существует несколько разновидностей stitch(стежков) для вышивания крестом. Выбор техники зависит от выбранной схемы. Самые распространенные стежки приведены ниже.
Существует множество разнообразных стежков,
поэтому каждый выбирает то,
что ему ближе по душе.
Простой крестик
На канву он наносится при помощи двух стежков,
пересекаемых по диагонали. Stitch на канве заполняет только одну клетку. Когда нужно сделать горизонтальные или же вертикальные простые стежки сначала все необходимо вышивать в одну сторону,
а после этого — в обратную.
Стоит для начала изучить самую простую технику.
Удлиненный крест
Его применяют,
если требуется обогатить вышивку фактурой. Подобная техника незаменима,
когда нужно очень быстро заполнить большие участки канвы,
ведь крест заполняет несколько клеток ткани.
Рукодельницы используют удлиненный крест, когда необходимо вышить большие участки канвы
Полукрест
Данные швы принято сочетать с простыми stitch. Благодаря подобному совмещению удается добиться имитации необычной акварельной легкости в изделии.
Полукрест в рукоделии отлично сочетается с другими видами стежков
Болгарский крест
В таком шве сочетается 2 крестика. Чтобы правильно сделать его нужно чтобы нижний шов был простым крестиком,
а с высоты шел — вертикальный.
Техника вышивки болгарского креста не является сложной, главное — практика
Двойной крест(сложный)
Опытные рукодельницы советуют выполнять его по канве. Часто такие сложные кресты повторяются и следуют друг за другом.
Двойной крест — техника довольно сложная, однако прекрасно смотрится на канве и в готовом изделии
Рисовый шов
Здесь делается большой крест на 3 или более клеток, после чего на его концы наносятся полукрестики. Чтобы обогатить фон следует использовать нитки 2 оттенков.
Помимо вышеперечисленных швов для вышивки крестиком существует множество других стежков(«звездочка», а также «алжирский глазок»).
Когда требуется обогатить фон, можно смело использовать рисовый шов
Из-за того что вышивание крестиком считается кропотливым процессом следует заранее учесть некоторые нюансы.
Это обеспечит продуктивную работу и позволит добиться нужного результата:
До использования основы для вышивки рекомендуется простирать ткань,
а затем хорошо прогладить. Кроме этого важно проверить не линяют ли выбранные нитки. Чтобы позаботиться о прочности красок,
следует прополоскать их в уксусном растворе(на 200 гр. воды — 3 ст. ложки уксуса).
Можно самостоятельно создать схему для вышивания. Помощником в этом станет специальная программа Stitch Art.
Если выбранная схема имеет большой размер,
можно нанести на канву метки. Это позволит предотвратить смещение рисунка.
Когда мы учимся выполнять сложный рисунок,
где присутствует много цветов,
лучше не делать беспорядочные крестики,
вместо этого их стоит наносить по рядно.
Чтобы добиться аккуратного и качественного вида изделия верхние стежки должны выполняться в одном направлении.
Чтобы готовая работа смотрелась органично, следует выполнять стежки в одном направлении. Чтобы готовая работа смотрелась органично, следует выполнять стежки в одном направлении
Интересно! Для вышивания крестом лучше использовать специальную гобеленовую иглу. Она не будет прокалывать волокна, вместо этого аккуратно раздвигая их.
Сегодня научиться вышивать крестиком не составит труда даже неопытному новичку. Потому что существуют самые разнообразные схемы, способные удовлетворить каждую рукодельницу.
Новые варианты схем для вышивания позволяют обновить устаревшие скатерти или же салфетки при помощи необычных узоров.
Огромный плюс вышивки крестом в том, что этот процесс расслабляет и дает возможность отдохнуть. Огромный плюс вышивки крестом в том, что этот процесс расслабляет и дает возможность отдохнуть
Благодаря подобной вышивке крестиком можно самостоятельно перенести на ткань любимых персонажей фильмов или же создать прекрасный роман. Современные интересные модели вышивок бывают разнообразной тематики. Это могут быть праздничные новогодние изделия или же лирические, детские, а также абстрактные схемы.
Благодаря кропотливой и внимательной работе вышивание крестиком станет настоящей отрадой для творческих людей. Причем из неопытного новичка рискнувшего заняться подобным рукоделием можно стать настоящим профессионалом, чьи изделия будут украшать дом многие годы и приятно удивлять гостей.
Преклоняюсь перед красотой и благородством этого вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное ришелье собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные»(как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.
Следующий шов, который мы с вами рассмотрим — стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!
Для атласника важно подготовить «настил» — это как скелет для костно-мышечной
ткани,
как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки(листка,
лепестка и т. д.
) «обведённый» тамбурным или другим швом(тамбурный шов мы рассмотрим позже).
Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил(как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые(верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.
Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны другу.
Следующим номером нашей программы будет тамбурный шов. Шов «цепочка» или «тамбур» — это непрерывная цепочка петелек,
выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.
А теперь на нашей сцене «французский узелок» — милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите,
какие разные образы можно создать с помощью этого маленького,
да удаленького узелка.
А между тем,
делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки,
вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!
Следующий шов — рококо. Мне это название напоминает курочку. И если «французский узелок» — это цыплёнок,
то рококо — его мама,
потому что рококо — это усложнённая интерпретация французского узелка,
на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани,
а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки,
на него нужно намотать немного больше петелек нитки,
чем для узелка. После того,
как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли,
у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем,
как этого требует задумка и композиция вышивки,
и фиксируем,
вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то,
что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке,
но не до бесконечности.
Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.
А сейчас… Моя любимая мережка. Когда моя мама преподавала «мастерские»(труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…
По-моему
, самое неприятное в мережке — это скучный и довольно-таки
трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани(продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь
оптикой и обеспечить хорошее освещение(как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения,
то шедевр вам обеспечен! Мережка — это дух народной вышивки! Это невероятно красиво,
самобытно и нежно! Смотрите сами:
Существуют разные мережки. Есть виды мережки,
предназначенные для работы с«дорожками»(как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.
Чтобы избежать разочарований,
начать нужно с «забега на короткую дистанцию» — с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит,
можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!
На мой взгляд, мережка — сестра плетения и родственница макраме.
Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!